Рефераты. Основы конституционного строя p> Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:

1) признаются: частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;

2) все формы собственности защищаются равным образом.

Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники
(физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства.
Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как
Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компания и др. Государство устанавливает систему управления этими предприятиями.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

Упомянутые в Конституции «иные формы собственности» включаю'!' собственность общественных объединений - профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты.
Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. Под «иными формами собственности» подразумевается так же такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная, общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.

В положении о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности.
Принятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы

Конституция Российской Федерации коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса, рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности государства. Это препятствовало их рациональному исполнению и неоправданно ограничивало права граждан. С началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус природных ресурсов с учетом потребностей народов и отдельных граждан, осознанием этой объективной необходимости происходило в острой борьбе с консервативными силами, стремившимися сохранить бюрократический контроль над ресурсами и монопольное господство колхозной системы землепользования.
Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к
«общенародному достоянию», а как к «основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование - государство муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

В конституционной формуле об использовании земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обществу и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.

Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности, сформулированный ранее в ст.8, т. с. равное признание и охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление нрава частной собственности на землю. Этим на данной стадии завершается длительная и изнурительная борьба демократических сил России за один из основных принципов свободы, рыночной экономики и правового государства.

Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию землей. Но для этого собственник должен иметь право передавать свой участок по наследству, продавать его, сдавать в аренду, закладывать и т. д. в тоже время государство обязано обеспечить баланс интересов собственника и общества с тем, чтобы земля, и прежде всего земли сельскохозяйственного назначения, использовалась для блага как индивида, так и всего общества.
Государство регулирует получение земельного участка для хозяйственного использования, обеспечивает гражданам устойчивость их прав.

Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира.
Конституционное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к повсеместному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.).
Будущему земельному законодательству предстоит решить много вопросов, прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут прочные правовые гарантии.

Идеологические и политические многообразие

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений в какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

В большинстве конституции мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство нравом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская, и др.

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоставить возможность творить другим, т. с. проявлять терпимость к иным взглядам, признать необходимость свободы мысли. С тех нор мир невероятно усложнился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве.
Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общества.
Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспристрастные войны и репрессии.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать. исследовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем - общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам свыше». Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти только в результате навязывания, т. е. насилия над свободным разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступать только признание свободы человека и порождаемого этой свободы идеологического плюрализма.

Принцип идеологического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои
(ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом - главная причина на признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч.1 ст. 13).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.