Рефераты. Основные проблемы защиты прав интеллектуальной собственности

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Но определенные попытки такой классификации предпринимались учеными.[46] Не имея возможности более детально исследовать вопросы классификации, ограничимся выводом, что в наиболее общем виде на законодательном уровне получили закрепление две разновидности тайн: государственная[47] и коммерческая. ГК РФ и Закон о коммерческой тайне, а также ряд других федеральных законов позволяют признать информацию коммерческой тайной, если она отвечает минимум следующим требованиям:

1) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

3) к ней нет свободного доступа на законном основании;

4) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Вместе с тем, законодатель, употребляя подобные критерии, не дает ответа на вопрос, что вкладывается в определение действительная или потенциальная коммерческая ценность. Под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.[48] ГК РФ предоставил право руководителю предприятия самостоятельно решать вопрос об объеме сведений, подлежащих засекречиванию. Таким образом, он же и будет решать вопрос о ценности той информации, которая будет защищаться в режиме коммерческой тайны. В общем, следует признать, что реальное коммерческое значение коммерческой информации законодатель всецело отдал на усмотрение здравого смысла.

Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания, как технического характера, так и организационного или финансового. Например, коммерческой тайной может являться изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок, или оригинальное решение и т.п.

Однако в России, как мы отметили выше, возникла ситуация, при которой происходит бесконтрольный незаконный, по сути, экономический оборот конфиденциальной коммерческой информации. Продается информация, которая находится в распоряжении налоговых, таможенных органов, Пенсионного фонда РФ, органов валютного контроля, паспортных столов и других ведомств, призванных обеспечивать ее защиту от несанкционированного доступа. Тем самым наносится значительный ущерб не только коммерческим интересам российских компаний, но и материальным и моральным интересам физических лиц.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что коммерческая тайна, представляя собой особо ценную информацию для своих обладателей, напрямую затрагивающая интересы и собственников, и работников предприятий, несомненно, является разновидностью интеллектуальной собственности и нуждается в адекватной, а не декларативной защите.

2.2. Проблема охраны произведений и фонограмм


Самый значительный блок проблем, который постоянно увеличивается, - защита произведений и фонограмм. «Пиратская» продукция обращается на российском рынке параллельно с лицензионной, меры борьбы с этим явлением пока не принесли ощутимых результатов. Очевидно, что только репрессивными мерами искомый результат не будет достигнут, следует разрабатывать дополнительные «мягкие» меры борьбы с этим явлением. Например, снижать стоимость лицензионной продукции, увеличивать уровень защиты авторских произведений до их выпуска в серийное производство, повышать культуру потребления и т.п.

Еще один важный аспект данной проблемы - охрана авторских произведений и фонограмм в Сети Интернет. Появление новых технологических возможностей привело к широкому использованию объектов авторских и смежных прав в цифровых интерактивных сетях, в том числе в Интернете.

В настоящее время в России возможности интерактивных сетей и электронной почты используют миллионы человек. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring проводит регулярный мониторинг Рунета с 1999 года. С 2003 года исследования аудитории российского Интернета стали регулярными (1 раз в квартал). В ходе исследований с помощью всероссийского опроса населения (N=1500, 18+) измерялось количество пользователей Интернет, а также частота использования всемирной сети, способы и места выхода в Интернет, виды деятельности, социально-демографические характеристики пользователей. (рис.2.1)


Рис.2.1. Количество пользователей Интернет (динамика)

Выборка: 1500 респондентов для каждой волны


По результатам, полученным в первом квартале 2005 года, аудитория российского Интернета, то есть количество респондентов, пользующихся Интернетом хотя бы раз в месяц, составила 13% от жителей России старше 18 лет (порядка 15 миллионов человек). Из них минимум раз в неделю Интернетом пользуются 10% респондентов (недельная аудитория), а минимум раз в день - 4% (дневная аудитория).

Таким образом, самая большая группа российских пользователей Интернет - это те, кто заходит в сеть в среднем 1-2 раза в неделю.

Количество активных пользователей, заходящих в Интернет в среднем 1-2 раза в неделю  выше в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург)  и больших (от 500 тысяч) городах, в то время как респонденты из менее населенных городов пользуются  Интернет значимо реже - 1-2 раза в месяц. Несомненно, на фоне остальных городов, выделяется  Москва, где количество пользователей Сети составляет около 40%.[49]

Использование Интернет чаще всего затрагивает именно объекты авторских и смежных прав (литературные, художественные, музыкальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, продукты мультимедиа и т.д.)[50].

Как отметил Председатель Правления Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) В.В. Терлецкий, сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.[51]

Большинство произведений и объектов смежных прав используются в цифровых сетях и при создании продуктов мультимедиа с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Произведения в электронной форме, доступные в цифровой сети, могут быть восприняты неограниченным кругом пользователей в любое время по желанию каждого из них. Не имеющие специальной защиты произведения, будучи однажды преобразованы в цифровую форму и загружены в цифровую сеть, становятся легкой добычей для нарушителей.

Очевидно, что отдельные правообладатели не в состоянии отслеживать распространение охраняемых объектов в цифровых сетях и их использование при создании продуктов мультимедиа. Правообладатели фактически лишены возможности защищать свои права в цифровой среде теми же способами, что и при обычном использовании охраняемых авторским правом объектов.

Правда, использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, «библиотека Машкова» не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности. Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России.[52]

Исходя их действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается, прежде всего, такое правомочие правообладателя, как «сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств» (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение «потоковое вещание», создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Для решения этих проблем была создана специализированная авторско-правовая организация - Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), одним из учредителей которого стало Российское авторское общество. РОМС является специализированной организацией, представляющей в определенной сфере всех правообладателей.

Существующий международный опыт показывает, что именно создание специализированной организации позволяет наилучшим образом осуществлять деятельность по сбору вознаграждения и защите прав в сфере новых цифровых и компьютерно-сетевых технологий. Подобные «мультимедийные организации» не так давно были созданы в странах Западной Европы. Например, во Франции, законодательство об авторском праве в которой во многом аналогично российскому, действует мультимедийное общество SESAM, собирающее вознаграждение за использование произведений в Интернете.[53]

Важно отметить, что в России коллективное управление правами, общества по коллективному управлению (РАО, РОМС) действуют только «за свой счет», то есть содержатся самими правообладателями, ни копейки от государства не получают и осуществляют деятельность именно в интересах самых широких кругов правообладателей, а не отдельных их представителей.

Международное сообщество выработало в 1996 году и достаточно быстро приняло так называемые «Интернет-договоры» ВОИС - Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (Женева, 20.12.96 г.) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 года (Женева, 20.12.96 г.). В настоящее время ведется работа над аналогичным договором об аудиовизуальных исполнениях, готовятся первые проекты договора об охране прав вещательных организаций.

В науке также ведется активная разработка информационного права. Ю.А. Тихомиров еще 10 лет назад высказал справедливую мысль, что «бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли»[54].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.