Рефераты. Основные правовые нормы, регулирующие ввоз товаров на территорию России

Основные правовые нормы, регулирующие ввоз товаров на территорию России

ВВЕДЕНИЕ

            Россия-один из важнейших внешнеторговых партнеров Эстонии: и по экспорту, и по импорту товаров она занимает второе место после Финляндии. Именно там-основной рынок сбыта для многих эстонских производителей, именно Россия дает основной доход от транзита. Но, к сожалению, таможенное законодательство России-головная боль для большинства наших коммерсантов.

            Целью данной работы было рассмотрение основных правовых норм, регулирующих ввоз товаров на территорию России. Безусловно, в рамках курсовой работы невозможно подробно разобрать все аспекты, связанные с таможенным регулированием, и поэтому основное внимание было сосредоточено на вопросах, имеющих непосредственный интерес для предпринимателя.

            В виду того, что в политических кругах России ведутся серьезные разговоры об экономических санкциях против Эстонии, важное место уделено тем пунктам законодательства, которые представляют реальную угрозу в случае ужесточения российской внешней политики.


1. РОЛЬ РОССИИ В ЭСТОНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

            Не смотря на то, что распад СССР привел к разрыву многих хозяйственных связей, Россия представляет значительный интерес для эстонских экспортеров: российский рынок один из самых крупных в Европе, а соотношение цен и качества наших товаров позволяет им успешно конкурировать с китайскими и турецкими. Да и наметившаяся в последний год стабилизация рубля стала заметным стимулом торговли.

            Надо отметить, что за последние пять лет структура экспорта в Россию резко изменилась: если в 1991 году ведущие позиции занимали продукты питания и одежда (по 25%), то в 1994 году на продовольствие приходилось уже 42.1% (качество его довольно высоко, а цена заметно ниже, чем у российских производителей), а на одежду-лишь 4.6% /1, с.5/. Это, по всей вероятности, связано как с сокращением производства в легкой промышленности из-за перебоев с сырьем, так и возросшей конкуренцией со стороны зарубежных фирм. В 2 раза уменьшилась доля химических и пластмассовых товаров. Экспорт автомобилей, составлявший в 1991 году всего 0.6%, в 1992 вырос до 21.1%, в 1993-27.4%, а в 1994 сократился до 20.4%, что обусловлено повышением ввозных пошлин и насыщением внутреннего рынка России /1, с.6/.

            После повышения с 1 июля 1994 г. пошлин на импорт продовольствия произошел некоторый спад ввоза продуктов, но затем объем экспорта снова начал медленно расти. С удовольствием покупают наши продукты на Урале и в Тюмени, где цены в 2-3 раза выше эстонских. Большой популярностью пользуются кондитерские изделия, молочные продукты, колбасы, консервы /2, с.3/.

            Эстонская мебель, вполне соответствующая европейским стандартам, раза в полтора дешевле зарубежных аналогов.

            И перечень товаров, имеющих все шансы занять достойное место на российском рынке, можно продолжить. Но помимо соображений экономической целесообразности важное значение имеют также политические и правовые факторы. А они, к сожалению, не вполне благоприятствуют расширению торговли.


2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕЩЕНИЯ ВВОЗА

            2.1. Причины ограничений. Подобно большинству стран Восточной Европы, Россия установила довольно жесткие ограничения на ввоз товаров из-за рубежа. Основными причинами этого, на мой взгляд, стали:

*     слабая конкурентоспособность многих российских предприятий, вызванная господствовавшей в течении многих лет ориентацией на дешевое сырье и энергоресурсы,

*     страх перед безработицей, которую может повлечь банкротство крупных заводов, не способных выжить в условиях внешней конкуренции,

*     необходимость противовеса субсидированию экспорта, которое осуществляют многие государства как Европы, так и Азии,

*     очень сильное влияние лоббирующих группировок (особенно АПК и ВПК),

*     а также стремление к достижению определенных экономико-политических целей государства.

            Как известно из истории, почти все европейские страны прошли в свое время стадию протекционизма, а затем, преодолев ее, перешли к относительно либеральной внешней торговле и экономической интеграции. Сейчас бывшие соцстраны (в том числе и Россия) идут по пути, который западные государства прошли 50 лет назад. Но, к сожалению, учитывая экономические условия и политическую ситуацию, этот этап приходится признать неизбежным.

            2.2. Количественные ограничения ввоза. Согласно Таможенному кодексу РФ, ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ на основании российского законодательства и международных договоров РФ /3, с.17/. Как мы видим, подчеркнутые слова допускают весьма широкое толкование закона и дают сравнительно легкую возможность введения эмбарго, скажем, на эстонские товары (для этого достаточно президентского указа).

            Ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров могут устанавливаться исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц (ну и слово-то нашли) акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ /3, с.17/.

            А тут уже возможно все что угодно. И каждому предпринимателю, начинающему дела с Россией, надо помнить, насколько силен протекционистский (пусть в данный момент и не вполне реализованный) потенциал российского законодательства: гром для коммерсанта (особенно после высылки Рожка) может грянуть в любой момент.

3. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.

            3.1. Общие принципы обложения импорта. Наиболее важную роль в ограничении импорта играют таможенные пошлины, причем для разных государств пошлины различны: для стран СНГ действует режим свободной торговли, для государств, имеющих с Россией режим наибольшего благоприятствования-стандартный размер пошлин, для развивающихся стран, пользующихся режимом временной преференции, стандартные ставки снижены в 2 раза, а для остальных государств (в том числе и для Эстонии) стандартные ставки обложения умножаются на 2 /4, с.41-42/.

            Сами пошлины довольно велики. Так, для Эстонии они составляют:

¨    На молоко, масло и мясо (самые популярные в России эстонские продукты)-30%;

¨    На колбасы (качество которых давно по достоинству оценили россияне)-40%;

¨    На картофель (а он в Таллинне, самом дорогом эстонском городе, стоит чуть-чуть дороже, чем в Ульяновске-самом дешевом городе России)-50%;

¨    На спирт (едва ли не основная статья экспорта в довоенной Эстонии)-200 %;

¨    На пластмассовые изделия (а продукция “Нормы” в свое время ценилась далеко за пределами республики)-50%;

¨    На одежду (качество ее тоже общепризнано)-30-60%;

¨    На автомобили (которые у нас раза в два дешевле, чем у соседей)-80-92% /8, с.246-284/.

            По способу начисления пошлины делятся на 3 группы:

*     Специфические, устанавливаемые на каждую единицу облагаемого товара (так, при ввозе в Россию черной икры надо заплатить по 100 экю за килограмм).

*     Адвалорные, представляющие собой определенный процент от таможенной стоимости товаров (при продаже в Россию танков пошлина составит 100% от их стоимости).

*     Комбинированные пошлины, сочетающие оба подхода /4, с.168/.

            Для достижения некоторых специфических целей государства могут применяться следующие виды пошлин:

¨    Сезонные, применяемые для оперативного регулирования ввоза-вывоза товаров и устанавливаемые не более чем на 6 месяцев в год /5, с.168/. Так, для обеспечения насыщенности потребительского рынка импорт овощей и фруктов в зимнее время целесообразно регулировать менее жестко, чем летом.

¨    Особые пошлины, которые направлены на борьбу с демпингом, а также на ограничение ввоза товаров, наносящих или угрожающих нанести вред отечественному производителю подобных товаров. Причем опасность может представлять как сам товар, так и объем поставки или ее условия. И если борьба с демпингом является в международной практике совершенно нормальным явлением, то все остальное является чистой воды протекционизмом, от которого в конечном итоге пострадает сама Россия. Особые пошлины применяются и как ответная мера на ущемление интересов Российской Федерации со стороны других государств /5, с.168/. И к сожалению, в последнее время идут очень серьезные разговоры о применении таких пошлин на эстонские товары.

¨    К компенсационным пошлинам прибегают в случае, если при производстве ввозимого товара использовались субсидии или если ввоз данных товаров угрожает организации или расширению производства данного товара в России /5, с.168-169/. Как мы видим, этот пункт состоит из двух очень разных смысловых положений: если первое из них является логичным и обоснованным, то второе дает такой простор для произвола таможенных чиновников, что можно только удивляться, как крупные торговые партнеры России это терпят.

            3.2. Определение таможенной стоимости. Как было сказано выше, при определении размера пошлин очень большое значение имеет таможенная стоимость товара (ТС), так как адвалорные пошлины являются наиболее распространенными. ТС декларируется таможенному органу РФ при перемещении товара через границу.

            Не трудно догадаться, какие необъятные возможности открываются здесь для ловкого предпринимателя. Однако, государство тоже не лыком шито, и коммерсанту, оценившего на таможне новый “Мерседес” в 100 долларов, никто на слово не поверит: ТС должна быть основана на достоверной, количественно измеряемой и документально подтвержденной информации. Если у таможни возникнут сомнения, она может потребовать дополнительные документы. Расходы, связанные с уточнением заявленной таможенной стоимости, несет декларант /5, с.169/.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.