Рефераты. Основные определения финансового права

Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.

Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

     а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     б) бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Бюджетная классификация - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная компетенция – это принадлежащие РФ, С РФ, МО в области бюджета полномочия в лице соответствующих ОГВ и ОМСУ по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Принципы:

реальность

сбалансированность

гласность

среднесрочность планирования при ежегодности бюджетных корректировок

последовательность

специализация бюджетных показателей

прогнозирования

Стадии:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Контроль за исполнением бюджета

Бюджетный контроль – урегулированная нормами бюджетного права система ревизионно-правовых мер, направленных на проверку законности и целесообразности осуществления в РФ бюджетной деятельности.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетные (внутрибюджетные) фонды – централизованные денежные фонды, образуемые ежегодно в рамках государственного и местного бюджетов, средства которого используются строго целевым назначением.

Внебюджетные фонды – обособленные по целевому использованию финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, используемые для решения их задач и функций.

Финансы предприятий – система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности.

Финансовая деятельность предприятий – выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные целевые фонды.

Налоговое правоотношение – урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Система налогов и сборов

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Элементы налогообложения:

налогоплательщики;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Государственный (муниципальный) кредит – урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Государственный (муниципальный) долг – общая сумма задолженности государства (муниципального образования) по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

Кредитная история - информация, состав которой определен законом и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Банковский кредит – предоставление банками (кредитными организациями) денежных средств заемщикам на определенный срок на условиях платности, возвратности, срочности и, как правило, материальной обеспеченности.

Государственные доходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов.

Система государственных доходов – совокупность различных денежных поступлений, направляемых в собственность и распоряжение государства, основанная на единых правовых принципах ее формирования и функционирования и имеющая свою объективно обусловленную структуру.

Источники доходов.

1. По социально-экономическому признаку:

от государственного и муниципального хозяйства;

от совместных и иностранных предприятий;

от личных доходов граждан.

2. По территориальному уровню.

3. По юридической форме: налоговые и неналоговые.

4. По методам аккумуляции: обязательные и добровольные.

5. По отношениям собственности: собственные и заемные.

6. По порядку образования и использования: централизованные и децентрализованные.

Государственные расходы – составная часть финансовой деятельности государства по использованию находящихся в его собственности и распоряжении денежных средств.

Система расходов.

1. По формам собственности: гос. и муниц.

2. По источникам финансирования: централизованные и децентрализованные.

3. По характеру участия в общественном производстве: текущие расходы, капитальные вложения, создание резервов.

4. По функциональному признаку.

Финансирование расходов – урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источники финансирования:

1) гос. и муниц. бюджеты

2) внебюджетные фонды

3) отрасли экономики, предприятия

Два основных правовых режима финансирования:

1. Финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения.

2. Финансирование государственных и муниципальных учреждений, состоящих на бюджете, и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления.

Кассовые операции – совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег (валюты).

Денежная система – форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

Основные элементы:

1. Официальная денежная единица.

2. Порядок эмиссии наличных денег.

3. Организация и регулирование денежного обращения.

Безналичные расчеты – расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований.

Форма безналичных расчетов – предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации.

Расчеты платежными поручениями

Банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в  этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в  соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского  счета  либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота 

Расчеты по инкассо

Банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет  клиента  действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа                        Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом,  установленными  в соответствии с ним банковскими правилами  и  применяемыми  в  банковской  практике обычаями делового оборота 

Расчеты по аккредитиву 

Банк,  действующий  по  поручению  плательщика  об  открытии   аккредитива   и   в соответствии  с  его  указанием  (банк-эмитент),  обязуется   произвести   платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть  переводной  вексель  либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести  платежи  получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель              

Расчеты чеками  

Чек - ценная бумага, содержащая ничем  не  обусловленное  распоряжение  чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.                       Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а  в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами

Валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Валютное регулирование – деятельность государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютный контроль – контроль Правительства, органов (ЦБ РФ, ФСФБН) и агентов (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, налоговые и таможенные органы) валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органы и агенты валютного контроля имеют право:

1) проводить проверки соблюдения валютного;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности;

 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности.

 В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов).

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.