Рефераты. Основные направления внешней политики республики Беларусь

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:

ü     использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;

ü     грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом;

ü     развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. [21 ]     

У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно" [17]























7.     Белорусско-американские отношения

и отношения с НАТО



Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее, Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политические стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со стороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничеству продвинуться вперед. [17]

В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за жертвы и страдания лю­дей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день явля­ются самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спо­рить. С Америкой нужно и можно налаживать нормальные отноше­ния. Конструктивно решать име­ющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в после­дние дни для подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от нашей доб­рой воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются попытки протащить через конгресс пресло­вутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны около полусотни мил­лионов долларов.» [15]

Во время посещения Хатыни в августе 2003г  Александр Лукашенко публично назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. - Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях и стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную помощь.

Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтоне теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так: "Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надо строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он "жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировым агрессором добрые отношения.

Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации. )". [17]

Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы, разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к личности и ее правам.

Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]

Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США и РБ:  Наши торгово—экономические отношения складывают­ся относительно благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к этой сфере двусторонних от­ношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где есть инте­рес, он всегда перешагнет через политические преграды. А ин­терес к нашим товарам действительно большой. По объему то­варооборота Соединенные Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству совместных предприятий или предприятий полностью с американским ка­питалом США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с успехом будут прода­ваться и на других рынках. Я выполняю задачу, поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать внешне­экономический подход. [ 16]

Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республики с Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление Республики Беларусь принимать активное участие во всех региональных и субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направлении важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).

Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить в Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит из того, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавского договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии в Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за то, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.

В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) – преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества (ССАС).

Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе 1996 года. [18]




























8.     Международная безопасность


За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась в сторону расширения функций глобальных и региональных международных организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало понятие государственного    суверенитета,    на    который    влиятельные международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных   интервенций. [8. стр.54-69]

На первый план в системе междуна­родной   безопасности   вышел   Североатлантический   альянс. Теперь он  претендует на то,  чтобы стать силовой основой образующегося  однополярного  миропорядка.  Безусловно,   не последнюю  роль   в   построении  евроатлантической   системы безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного подхода к планирова­нию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства  и  степень  его  встроенности  в  общую  систему безопасности.

В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в политической сфере, концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательному расширению Органи­зации Североатлантического Договора за счет государств Центральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусь заинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорирование тенденций его развития и односто­роннее осуждение экспансии альянса на Восток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных и долго­срочных внешнеполитических интересов Беларуси. [8. стр.54-69]

Главным событием мировой поли­тики является воору­женное нападение США и Великоб­ритании на Ирак.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.