Рефераты. Органы осуществляющие финансовую деятельность

Реализуя свои функции, Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях, Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и прово­дят взаимные консультации. Банк России взаимодействует также с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования де­нежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Нацио­нальный банковский совет, в состав которого входят представите­ли палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правитель­ства РФ, Банка России, кредитных организаций и эксперты.

Банковская система с выделением особого положения Цент­рального банка в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств1. Такие банки обычно действуют независимо от других органов государст­венного управления и, как правило, подотчетны парламентам. По­добный опыт был воспринят в период перестройки банковской сис­темы союзным и российским законодательством 1990 г. До того Государственный банк СССР подчинялся Правительству СССР (а прежде — Министерству финансов СССР).

Основными целями деятельности Банка России являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупа­тельной способности и курса по отношению к иностранным валю­там; развитие и укрепление банковской системы Российской Фе­дерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов. Соответственно этим целям Банк выполняет функции: во взаимодействии с Правительством РФ разра­батывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила осуществления расчетов и бан­ковских операций; осуществляет валютный контроль и др. В целях реализации денежно-кредитной политики Центральному банку РФ предоставлено право от своего имени осуществлять эмис­сию (выпуск) облигаций, размещаемых только среди кредитных организаций1.

Монополией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения.

Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в от­ношения с кредитными организациями (коммерческими банка­ми), которые осуществляют непосредственное денежно-кредитное обслуживание предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений Централь­ный банк РФ использует свои властные полномочия. В целях обес­печения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для коммерческих банков: минимальный размер ус­тавного капитала; минимальный размер риска на одного вкладчи­ка; минимальный размер резервов, подлежащих депонированию банками в Центральном банке РФ и др.

Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает ли­цензии на совершение ими банковских операций (в лицензии должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, расположен­ных на территории РФ, осуществляет надзор за их деятельностью2, проверяет соблюдение банками установленных для них нормати­вов и банковского законодательства. Банки представляют Цент­ральному банку РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

В Центральном банке РФ для осуществления надзорной дея­тельности с 1 января 1993 г. создано особое структурное подразде­ление — Департамент банковского надзора (до него имелся Департамент по регулированию деятельности банков)1. В его состав вхо­дят управления экономического анализа деятельности банков, регламентации банковского надзора, лицензирования деятельнос­ти банков, кредитных учреждений и банковского аудита.

Осуществляя полномочия по надзору, Центральный банк РФ вправе при обнаружении нарушений банками законодательства, экономических нормативов и др. применять к ним меры воздейст­вия принудительного характера, давать обязательные для испол­нения предписания об устранении нарушений, предъявлять учре­дителям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководите­лей банка, взыскать штраф и др.

В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим в своей деятельности, органы государственной влас­ти и местного самоуправления в нее не вмешиваются.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юриди­ческих и физических лиц.

Если эти нормативные акты затрагивают права, свободы или обязанности граждан, они должны быть зарегистрированы в Ми­нистерстве юстиции РФ.

Кредитные организации как составная часть банковской систе­мы подразделяются на банки и небанковские кредитные органи­зации.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской дея­тельности» кредитная организация — это юридическое лицо, ко­торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Цент­рального банка РФ имеет право осуществлять банковские опера­ции, предусмотренные названным законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы соб­ственности как хозяйственное общество, т.е. является коммерчес­кой организацией.

Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибы­ли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организа­ций. Заметим также, что Закон выделяет Центральный банк РФ из системы кредитных организаций. Деятельность Центробанка регулируется особым законом.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к бан­кам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денеж­ных средств физических и юридических лиц; размещение указан­ных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратнос­ти, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на ко­торые выдана лицензия).

Помимо перечисленных, к банковским операциям отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

Кредитные организации вправе также совершать сделки, ука­занные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, довери­тельное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запре­щено заниматься производственной, торговой и страховой дея­тельностью.

В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Банки незави­симы от органов государственной власти и управления при приня­тии ими решений, связанных с проведением банковских опера­ций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистриро­ванных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников — юридичес­ких и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых бан­ков определяет Центральный банк РФ.

Отношения банков с клиентурой строятся на договорной осно­ве. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, пред­усмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.

Осуществляемый коммерческими банками контроль за дея­тельностью клиентов носит в основном гражданско-правовой ха­рактер, он направлен на обеспечение интересов самого банка. Од­нако в указанных законодательством случаях они уполномочены проводить контроль в интересах государства. Так, на них может быть возложено проведение валютного контроля1 (контроля за со­блюдением валютного законодательства, за своевременностью и полнотой реализации установленной части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке). Кроме того, банки обязаны про­верять соблюдение предприятиями, организациями и учрежде­ниями порядка ведения кассовых операций2.

Кредитная организация по специально заключенному на кон­курсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государст­венными и муниципальными финансовыми ресурсами — со сред­ствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целе­вое использование бюджетных средств, выделяемых для осущест­вления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вооб­ще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет непосредственное отношение к выполнению функций фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний.

По решению органов государственной власти государственные кредитные организации (банки) создаются на уровнях Федерации и субъектов РФ, а также органами местного самоуправления — муниципальные банки.

Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено создать Российский банк развития в целях кредитования инвести­ционных проектов. Уставной капитал Банка определен в сумме до 3 млрд. руб., для формирования которого выделяются средства из федерального бюджета.

Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых Центральный банк РФ обязан обеспечить долю своего участия в объеме не менее 50% плюс одна голосующая акция. К таким банкам отнесены Сбербанк России, Внешторгбанк, а также кредитные организации, созданные на территориях ино­странных государств, в частности, — Донау-банк АГ, Вена; Ком­мерческий банк для Северной Европы — Евробанк, Париж и др. (ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке Рос­сии)»). Это обеспечивает более эффективное проведение Централь­ным банком РФ через данные банки государственной денежно-кре­дитной политики. Кризис в банковской системе 1998 г. потребовал законодательного урегулирования порядка реструктуризации кредитных организаций.

Иные финансово-кредитные организации. К другим государст­венным финансово-кредитным организациям относятся государ­ственные внебюджетные фонды. Следует иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельностью по образованию, распреде­лению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь, и сами эти финансовые ресурсы также называются фон­дами (внебюджетными).

К ним относится, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Согласно Положению о фонде он образован в целях государственного управления финансами пенсионного обес­печения и является самостоятельным финансово-кредитным уч­реждением. Пенсионный фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации о банках и банковской деятельности. Денежные средства Пенсионного фонда находятся в государственной собст­венности.

Фонд социального страхования РФ также является самостоя­тельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.