При анализе Постановлений, принятых мэром города Сорочинска Оренбургской области за последние 2 года 2006-2007г.г. можно сделать вывод, что подавляющая часть местных актов носит индивидуально правовой, а не нормативный характер. А также следует учесть и то, что не все правовые акты, изданные органами городского самоуправления, представилось возможным просмотреть. Отдельные акты носят единичный характер. После просмотра актов можно обозначить основные направления деятельности администрации города Сорочинска в нормотворческой деятельности:
· Вопросы организации деятельности органов городского самоуправления
· По местному бюджету – вопросы текущего финансирования
· Вопросы земельного правоотношения – по предоставлению, изъятию земельных участков, выдача разрешений на строительство
· Вопросы брачно-семейных отношений - в основном, решаются вопросы выдачи разрешения на вступление в брак и снижение брачного возраста; вопросы опеки и попечительства.
· Регистрация субъектов предпринимательской деятельности
· Жилищные правоотношения – решения о приватизации объектов муниципального жилищного фонда, решения об обеспечении интересов несовершеннолетних при совершении сделок с объектами жилищного фонда
· Награды РФ, области, поощрение Главы муниципального образования
· Регулирование тарифов
· Лицензирование отдельных видов деятельности
· Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью
Постановлением Главы Администрации г.Сорочинска "О плане работы администрации района на 4 квартал 2007г." от 21 сентября 2007г. был утвержден план работы администрации города на 4 квартал 2007г. В плане ставятся на рассмотрение в течение квартала вопросы по уточнению бюджета на 2008г., по состоянию готовности объектов теплоэнергетики к работе в зимних условиях 2007-2008г., об анализе экономических показателей за 9 месяцев 2007г., а также иные вопросы, касающиеся деятельности администрации города.
Рассмотрев правовое положение органов городского самоуправления, можно прийти к выводу, что представительный и исполнительный органы должны иметь собственную компетенцию, при этом деятельность администрации как исполнительно —распорядительного органа должна быть подотчетна представительному органу и он должен участвовать в ее формировании. Глава города может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города, но при этом он должен отчитываться как перед населением, его избравшим, так и перед представительным органом.
Заключение
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:
1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:
- решением вопросов административно-территориального деления;
- полномочий в области экономики и финансов;
- решение вопросов социального развития территории;
- развитие культуры и искусства,
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.
Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.
Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.
3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с изменениями от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
5.Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления Российском Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.
8.Конституция РСФСР 1918 г.
9. Конституция СССР 1936 г.
10. Конституция СССР 1977 г.
11. Конституция РСФСР 1978 г.
12..Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267,
13.Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29. Ст. 1011.
14.Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.
15.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.
16.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся"// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12, Ст. 133.
17.Городовое положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.
18.Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 Г.//ПСЗ.Собрание II. Т. 39. № 40458.
19.Городовое положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.
20.Городовое положение 1892г У/ПСЗ. Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.
21.Закон Временного правительства "О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях" от 15 апреля 1917г.//Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 1.Петроград, 1917.
22.Постановление Временного правительства "Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов" от 9 июня 1917гУ/Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 2.Петроград, 1918,
23.Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа 1922 Г.//СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.
24. Положение о городских Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.
25. ФЗ РФ от 6.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
26. ФЗ РФ от 21.07.2007г № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
27. ФЗ РФ от 1.12.2006г № 198-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
28. ФЗ РФ от 15. 02.2006г № 24-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
29. ФЗ РФ от 18.07.2006г № 120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
30. ФЗ РФ от 29.06.2005г № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ст. 83 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
31. ФЗ РФ от 18.04.2005г № 34-ФЗ «О внесении изменений в ст. 85 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
32. ФЗ РФ от 28.12.2004г № 186-ФЗ в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
2. Монографии и статьи
33. Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения.М., 1979.
34. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2004.
35. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1996. № 2.
36.Антонова Н.А. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.
37.Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.
38.Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971,
39. Барабашев Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.,1975.
40. Барабашев Г.В. Принятие решений местными органами власти и управления. Мм 1983.
41.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
42.Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.,1978.
43.Бланкенагель А. Местное самоуправление против государственного управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1997. № 1.
44.Болтенкова Л.Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов» М., 2006.
45.Бондарь Н.С., Зинченко СП. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности// Гос. И право. М. 1993, № 3.
46.Васильчиков А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869.
47.Виноградов В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно —аналитический обзор. М., 2005.
48.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 2006.
49. Габричидзе Б.Н. Материал к лекции на тему: "XXIII съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве". М., 1967.
50.Габричидзе Б.Н. Городской Совет депутатов трудящихся. М., 1968.
51.Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000.
52. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России//Государство и право. 1996. № 2.
53. Закон от 27.12.2006г О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по созданию административных комиссий»
54. Закон от 27.12.2006г«О внесении дополнений в Закон «О системе исполнительных органов гос.власти Оренбургской области»
55. «Компетенция органов местного самоуправления Оренбурга». Оренбург., Книж.издат. 2001
56. «Организация правовой работы в органах местного самоуправления ш. Оренбурга» Оренбург., Оренбургское книж.издат. 2000
57. «Местное самоуправление в Оренбурге» Оренбургское книж.издат.2004
58. Справочник основных понятий по вопросам местного самоуправления». Оренбург.ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис».2002
59. Городское управление. М., 2005
60. «Предметы ведения и полномочия местного самоуправления в РФ». Сб. Федерального законодательства.М., Юрид.лит. 2002
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10