Рефераты. Общественные объединения и их виды

Общественные объединения и их виды

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


1. Общественные объединения: понятие и виды.

2. Особенности конституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений.

3. Задача

3

 

10

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18

 

 

 

 

 

1. Общественные объединения: понятие и виды.

Общественные  организации  сегодня    весьма    многообразны  и многочисленны.      Поскольку    их    разнообразие     определяется неодинаковым  содержанием  целей   и   задач,    различием   форм  и методов деятельности, то для оптимального   решения   стоящих  перед общественными объединениями задач - нужно  точно  знать,    что   же такое  общественное объединение,  каковы   его   специфические черты и особенности.

Конституция  Республики Беларусь закрепляет  право  граждан  на свободу  объединений /1, ст. 36/. Осуществление  гражданами  права  на объединение   служит   гарантией  двух   различных   по   содержанию возможностей.  С одной стороны, имеется в виду собственно  право  на объединение  с  другими  людьми  на основе  общности  интересов  для достижения общих целей, с другой - правомочие гражданина  по  защите (восстановлению)  его нарушенных прав, свобод и  законных  интересов путем объединения усилий с другими людьми.

 Однако  на  практике  не  всегда лица,  намеревающиеся  создать общественную  организацию (объединение), отдают себе отчет  о  самой специфике и сути содержания понятия «общественное объединение».

 Закон   Республики  Беларусь  «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об  общественных   объединениях» (далее    -   Закон)   определяет   общественное   объединение   как добровольное формирование граждан, которое они образовали на  основе общности    интересов   для   совместной   реализации   гражданских, экономических, социальных и культурных прав /7, ст. 1/. Законодательное определение  общественного объединения (организации) также  содержит Гражданский  кодекс  Республики Беларусь (далее  -  ГК)  (ст.  117), согласно которому таковым является добровольное объединение граждан, в  установленном законодательством порядке объединившихся на  основе общности   их  интересов  для  удовлетворения  духовных   или   иных нематериальных  потребностей.  Как видно,  определенные  различия  в трактовке понятия «общественное объединение», даваемой ГК и Законом, имеются. 

В  данном случае вышеназванный Закон является  специальным нормативным актом, подробно формулирующим основные правовые  понятия в  сфере регулирования указанных общественных отношений,  поэтому на его  базе  целесообразно анализировать основные понятия  и  термины, необходимые при изучении особенностей правового статуса общественных объединений в современных условиях.

Действие  Закона  не распространяется на политические партии,   профессиональные   союзы    и   религиозные   организации, организации, созданные органами  государственного управления, органы территориального  общественного самоуправления,  другие общественные формирования, порядок  создания и деятельности  которых определяется отдельными законодательными актами.

Таким  образом,  исходя  из  определения  законодательства   об общественных объединениях, можно выделить три существенных  признака данного вида организаций, руководствоваться которыми необходимо  как  при его создании, так и функционировании в последующем /9, с. 84/.

1. Добровольное формирование (объединение) граждан.

Это  означает, что граждане создают общественные объединения  и  вступают  в  них  на  добровольной основе  в  результате  свободного волеизъявления.

Содержание  принципа добровольности раскрывается в  личностном, персонифицированном  отношении  человека  к  тем  целям  и  задачам, которые  ставит  перед  собой то или иное общественное  объединение.

Принцип   добровольности   означает  и   то,   что   гражданин,   не удовлетворенный  по каким-либо причинам пребыванием  в  общественном объединении,  может беспрепятственно выйти из него. К сожалению,  не всегда в уставах общественных организаций данное условие отражается, и   его  несоблюдение  является  нарушением  Конституции  Республики Беларусь и ст. 1 Закона.

Признак   добровольности  является   одним   из   важнейших   и основополагающих  в  процессе реализации права на  объединение,  при создании  и  осуществлении  деятельности  общественных  объединений. Имеют  место  случаи, когда при подаче документов на регистрацию  за учредителей  общественного  объединения  расписываются  иные   лица. Данная  ситуация приводит к тому, что граждане, включенные в  списки инициаторов   создания  объединения  порой  и   не   знают   о   его существовании, не говоря уже об их личном участии в организации, что является нарушением принципа добровольности.

2. Общность интересов.

 Статья   1  Закона  выделяет  именно  то  обстоятельство,   что общественное объединение создается группой граждан для реализации  и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного  имени или от имени своих членов, а не  от  имени  всех граждан или каких-то социальных слоев населения /9, с. 85/.

Практике  известен случай, когда на учредительном собрании  при создании  одного  из  общественных объединений  четыре  человека  из тринадцати   высказались   против   его   образования    (об    этом свидетельствует  запись  в протоколе), т.е. фактически  не  изъявили своего  желания участвовать в нем при формулировании общих интересов создателей  объединения.  Однако в последующем  данные  граждане  не вышли   из  числа  учредителей,  более  того,  один  из  них   занял руководящую должность в организации.

 Представляется   сомнительным,   что   в   приведенном   случае организация образовалась на основе общности интересов ее членов и  в последующем   сможет  оперировать  своей  целью   как   прерогативой деятельности объединения.

 Важно  отметить,  что  общность интересов может  возникнуть  не только на стадии создания объединения у его учредителей, но и в ходе деятельности объединения - у граждан, желающих вступить в  созданное объединение либо участвовать в проводимых им акциях.

3.    Совместная    реализация   гражданских,    экономических, социальных  и  культурных прав предполагает  наличие  общей  цели  у объединения,  ради  которой и объединились его  учредители.  Наличие уставных   целей   -   неотъемлемый  признак  любого   общественного объединения, без которого создание организации невозможно.

Цели  общественных объединений не должны носить  экстремистский и   антиконституционный  характер.  Исходя  из  предписаний  ст.   5 Конституции  Республики  Беларусь и  ст.  3  Закона  не  допускается создание  общественных объединений, деятельность которых  направлена на  свержение  или насильственное изменение конституционного  строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду  войны, насилия,  разжигание национальной, религиозной и расовой  вражды,  а также деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.

Говоря  об  уставных целях, нужно отметить еще  некоторые  виды деятельности, которыми общественные организации заниматься не могут.  Речь   идет  о  выполнении  функций,  относящихся  к  исключительной компетенции государственных органов.

Не  может объединение ставить своей целью и извлечение прибыли, так   как   в   этом  случае  оно  исключается  из  сферы   действия законодательства  об  общественных  объединениях  и  подпадает   под действие гражданского законодательства о коммерческих организациях.

К  сожалению,  нередко  при  создании общественных  объединений данное  положение  в полной мере не учитывается  и  цели,  задачи  и методы    деятельности    формулируются   аналогично    коммерческим организациям, при этом со ссылкой на ст. 1 Закона, согласно  которой объединения   создаются  в  том  числе  для  совместной   реализации экономических  прав,  и на ст. 46 и  ст. 117  ГК,  согласно  которым объединение может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Уставным  целям  и  статусу  общественного  объединения  должны соответствовать задачи его деятельности, которые могут  определяться группой  прав,  распространяемых на  отдельные   категории  граждан. Например, для профсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных   социальных   прав  граждан,  для  организаций   защиты   прав потребителей   -   защита   нарушенных  прав   граждан,   являющихся потребителями товаров и услуг, для объединений журналистов -  защита профессиональных интересов своих членов.

 Таким     образом,    общественное    объединение    изначально ориентировано  на  определенный интерес либо на отдельную  категорию граждан.  Но  государство  -  это  единственное  объединение  людей, которое имеет возможность представлять интересы всего общества, в то время  как  общественное объединение создается группой  граждан  для совместной реализации и защиты своих интересов. Оно может  выступать только  от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-либо социальных слоев населения /9, с. 86/.

 Беря  на себя обязательства выражать и защищать интересы  одних индивидов,  общественное объединение берет  на  себя  юридическое  и моральное обязательство уважать достоинство и свободу других  людей. Любое   объединение  должно  воспринимать гражданина  как  конкретную индивидуальность, а не пытаться формировать и преобразовывать его  в целях собственных интересов.

 Поэтому  если  в  уставе  объединений  указана  цель,  согласно которой  деятельность объединения распространяется исключительно  на членов  объединения,  то задачи и методы деятельности  также  должны распространяться на членов организации, а не на неопределенный  круг лиц,   поскольку   задачи   и   методы  деятельности   общественного объединения   должны  соответствовать  основной  цели   объединения, развивать и дополнять ее, но ни в коем случае не выходить за пределы установленной цели.

 Согласно   подп.7.1  п.  7  Правил  оформления  и  рассмотрения документов,    представляемых   для   государственной    регистрации политических  партий,  профессиональных  союзов,  иных  общественных объединений,   а   также  постановки  на  учет   и   государственной регистрации  их организационных структур, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. №  22, устав объединения должен предусматривать направленность деятельности общественной  организации.  Зачастую  учредители  формулируют   цель организации  вопреки  той направленности деятельности,  которую  они сами   избрали,  причем  об  этом  явно  говорят  задачи  и   методы деятельности общественного объединения.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.