Рефераты. Образование русского централизованного государства

Куликовская битва стала важной вехой отечественной истории — это признается абсолютным большинством историков. После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды слабела.

При великом князе Василии, сыне Дмитрия Донского, Русь пережила два татарских нашествия. Несмотря на то, что Василий был женат на дочери литовского князя Витовта (Софии), между ними дело доходило до открытых войн. Столкновения закончились тем, что границей владений Москвы и Литвы была признана река Угра.

Великому князю Василию Васильевичу, по прозвищу Темный (слепой), после смерти отца было десять лет. Дядя великого князя – Юрий (удельный князь Галича) и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка заявили свои притязания на Москву. Междоусобицы тянулись 20 лет. Василий Васильевич был ослеплен Дмитрием Шемякою.

Слепой отец сделал своего сына Ивана соправителем еще при своей жизни и дал ему титул великого князя Ивана III. Одаренный большим умом и сильной волей, Иван закончил собирание великорусских земель под властью Москвы. Иван III подчинил себе где силой, где мирными соглашениями Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Рязань. Иван III отказался платить дань татарским ханам.

Великое стояние на реке Угре (1480г.) закончилось отступлением татар. В 1487г. была взята Казань, а в 1514г. присоединен Смоленск.[6]

Православная церковь также способствовала объединению русских земель. Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Мамаево побоище, во время феодальной войны открыто выступала против отжившей политики удельных князей за укрепление власти великого князя московского. Союз русской церкви с московскими князьями еще больше упрочился в период изживания феодальной раздробленности.



3.Изменения в общественном строе


Создание единого государства оказало значительное влияние на развитие экономики, государственный и общественный строй.

На вершине феодальной лестницы находился великий московский князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу. Со временем удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку.

Следующую группу феодалов составили бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. С появлением служилых князей высший класс русского общества по-прежнему именовался боярами или «князьями и боярами».

Следом за боярами шли «слуги вольные» и «дети боярские», т.е. средние и мелкие феодалы. Бояре и «дети боярские» имели свои дружины, свои дворы, и переходя на службу московскому князю, приводили их с собой в Москву. Служба бояр и слуг вольных носила добровольный, а не обязательный характер. Однако они не могли обойтись без этой службы, т.е. великому или удельному князю. Только неся службу, они могли рассчитывать на его защиту. Бояре и слуги вольные могли отказаться от службы своему сеньору и перейти служить другому. Но что характерно – они не теряли своих прав на вотчину. Московские князья старались привлечь к себе на службу возможно большее количество служилых людей и закрепить за собой навсегда путем раздачи им на время службы крестьянских сел. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом, рассматривалось как государственное преступление и влекло за собой конфискацию дарованных вотчин.

Низшую группу составляли слуги феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и полу4чали за свою службу земли.[7]

В XV в. Произошли серьезные изменения в составе класса феодалов. Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян. Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй – поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные дачи. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем.[8]

Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и на землях удельных князей, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, «детей боярских» и дворян, а также на церковных землях.

Старожильцами назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала и платили ему подати. Серебряниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исключением старожильцев и Серебрянников основная масса населения в XV в. Пользовалась свободой перехода («выхода»). Со временем землевладельцы стали устанавливать особые сроки для этого выхода: считалось наиболее подходящим 26 ноября, так называемый Юрьев день, глубокой осенью, когда заканчивались все сельхозработы. Под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законодательным актам XIV – XV столетий все разряды крестьян землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладельцам делились на три неравные категории: 1)крестьяне тяглые, государственные, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода. Они составляли преобладающую массу государственного народонаселения; 2)крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ и платившие им оброк; 3)вольные крестьяне-колонисты на чужих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением уголовных.[9]

Городское население в XVII в. Получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Значительная часть дворов в город, принадлежащих духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «белолистцами» городских имуществ.

Соборное Уложение 1649г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших

тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.[10]



4.Изменения в государственном строе


Итак, Московское княжество постепенно начало приобретать характер централизованного государства, на всей территории которого действуют единые законы и все части которого подчиняются политическим институтам Москвы.

Во главе государства стоял великий московский князь. Он являлся собственником всех земель, а также высшей судебной и административной властью. В правление ИванаIII отношения вассалитета окончательно сменились отношениями подданства. Все жители государства независимо от их принадлежности стали подданными московского князя, его холопами.[11] В своей деятельности князь опирался на Боярскую думу, которая являлась постоянным органом, обладавшим законосовещательными функциями. В нее входило от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих.[12]

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды – города с принадлежащими им землями. Наряду с уездами существовало деление на земли. Уезды подразделялись на волости, волости – на станы. Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками и волостелями. Наместник подчинялся только великому князю. И наместники, и волостели назначались обычно на 3 года. Наместник назначает себе помощников – тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, пошлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судебных прав, наместникам принадлежали полицейские и рекрутские функции. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а отсюда и вся система управления носит название системы кормления. Кормления получали и помощники наместников и волостелей – тиуны, доводчики, приветчики.


Сосдлвно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало наряду с новыми отраслевыми – Разбойным, Стрелецким – появились новые территориальные – Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходила достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов, приказчиков.[13]

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.