Рефераты. Нормативно-правовые акты

 На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных пра­вительственных актов именуется распоряжениями)

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются ак­тами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного стро­ительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государст­венного валютного облигационного займа"), от 6 апреля 1995 г. "Об учреждении специальных государственных стипендий Прави­тельства Российской Федерации для аспирантов и студентов го­сударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования".

Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Россий­ской Федерации.

 Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распростра­няются на всю территорию Российской Федерации и в соот­ветствии с законом могут распространяться на всех лиц.

Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (ст. 3).

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов, Госкомимущества), акты кото­рых в силу их статуса тоже приобретают межведомствен­ное, общее значение, внешнее действие.

Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые доку­менты в соответствии со своей компетенцией могут прини­мать Председатель Правительства и его заместители.

Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актов  являются

Акты центральных органов исполнительной власти. Централь­ными органами исполнительной власти согласно Закону Россий­ской Федерации о Правительстве Российской Федерации являют­ся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право изда­вать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие пол­номочия особенно значительны у Министерства финансов, Ми­нистерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся, например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", утвержденные Минжилкомхозом "Пра­вила пользования системами коммунального водоснабжения".

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной влас­ти, в силу чего единых форм правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления. Норма­тивными обычно являются инструкции и постановления.

С 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация норма­тивных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный ха­рактер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации (вопрос о государственной регистрации этих актов мной будет рассмотрен далее).

Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов представительной и испол­нительной ветвей власти источником права являются норматив­ные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В рес­публиках в составе Российской Федерации источниками права могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановле­ния Советов Министров (Правительств) республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполни­тельной власти.

Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербур­га. В соответствии с Конституцией России органы власти нахо­дящихся в составе Российской Федерации краев, областей, авто­номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере право- творчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации.

Кроме того, многие отрасли законодательства (администра­тивное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охра­не окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопро­сам органы государственной власти субъектов федерации осу­ществляют в соответствии с федеральным законодательством соб­ственное правовое регулирование, принимая нормативные право­вые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав со­ответствующих администраций.

акты государственных региональных и местных муници­пальных органов (представительных органов и органов ад­министрации);

Нормативные акты региональных и местных муници­пальных органов являются ограниченно-общими, т.е. таки­ми, которые в соответствии с компетенцией данных орга­нов обязательны для всех лиц, но в пространственно-огра­ниченных рамках, в пределах данной территории - регио­на, области, города, района.

В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.

Нормативные акты региональных и местных муници­пальных органов являются ограниченно-общими, т.е. таки­ми, которые в соответствии с компетенцией данных орга­нов обязательны для всех лиц, но в пространственно-огра­ниченных рамках, в пределах данной территории - регио­на, области, города, района.

Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов за­нимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных ми­нистерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных, нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомствен­ное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юри­дическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерства финансов, Госкомиму­щества. В известных пределах внешним действием облада­ют по ряду вопросов нормативные акты ведомств, зани­мающихся транспортом, охраной общественного порядка.

Наиболее узкое юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов - локальные норма­тивные акты; это уставы, положения, правила внутренне­го распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционирован­ные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

 Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.

Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для опр.» деленного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.

В теории права существует немаловажная проблема - соответствие подзаконных актов самим законам, что выражается в принципе «верховенства закона».

«Верховенство закона» как принцип правового государства означа­ет не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соот­ветствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соот­ветствие законов субъектов федерации федеральным законам.

Этот принцип «верховенства закона» следует отличать от принципа «верховенства права». В последнем заключена иная идея, а именно - приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствовать­ся правом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произ­волом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховен­ство права». В рамках этого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и, подчеркнем, властью.

Следует упомянуть и о таких нормативно-правовых актах, которые со временем фактически утрачивают свою юридическую силу, не приме­няются и не отменяются. Законодатель и общество как бы забывают о них. Эти фактически утратившие силу акты именуются по аббревиатуре «фусами».


Особое внимание хотелось бы уделить вопросу регистрации ведомственных нормативных актов. Как уже было сказано выше с 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств. Государственная регистрация этих актов возложена на  Министерство юстиции  Российской Федерации. Функция Министерства юстиции РФ по государственной регистрации актов, издаваемых министерствами н ведомствами России по вопросам, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, упомянута в Указе Президента Российской Федерация от 5 декабря 1991г[1]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 1992 г. утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных актов и начало регистрации установлено с 15 мая1992 г. на регистрацию в Минюст РФ, сроки их рассмотрения Министерством. В качестве последствий рассмотрения оно предусматривает или присвоение акту регистрационного номера с внесением соответствующей записи в Реестр государственной регистрации или, в случае противоречия нормы, вводимой актом, требованиям действующего законодательства, отказ в его регистрации с обязательным и аргументированным извещением об этом министерства или ведомства, представившего акт на  государственную регистрацию. Если орган, издавший такой акт, не согласен с отказом в регистрации, он вправе обжаловать решение Министерства юстиции в Правительство РФ[2]. Согласно ч. 2 п. 7 указанного Положения ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации. Это правило, на наш взгляд, категорически исключает возможность придания обратной силы нормативному акту, изданному каким-либо министерством или ведомством. Изменения и дополнения, вносимые в акты, прошедшие регистрацию, тоже подлежат регистрации в порядке, установленном Положением о порядке государственной регистрации ведомственных актов. Юридическая регламентация контроля за ведомственным нормотворчеством была продолжена и уточнена Указом Президента РФ от 21 января 1993 г.[3] Этот указ ужесточил требования, предъявляемые к актам министерств и ведомств. В тексте Указа прямо сказано, что акты, не прошедшие государственной регистрации, а также заре­гистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний: на такие акты нельзя ссылаться при разрешение споров. Кроме более жестких формальных требований Указ, как это видно, ввел правило о необходимости опубликования ведомственных нормативных актом, а также изменил порядок их вступления в силу: не со дня присвоения им номера государствен­ной регистрации, а после официального опубликования акта, уже прошедшего госу­дарственную регистрацию и снабженного соответствующим регистрационным номе­ром. В качестве органа официального опубликования в Указе названа газета "Россий­ские вести". Тем же вопросам посвящено постановление Правительства РФ от 13 апреля 1993 г.[4] Итак, государственная регистрация ведомственных нормативных актов, возложенная на Министерство юстиции РФ, представляет собой контрольную функцию, которая преследует цель обеспечить соблюдение законности в деятельности Федеральных министерств и ведомств, не допустить ущемления свобод и законных прав интересов граждан, иных субъектов права. Особенностью этой функции является то, что посредством ее исполнительная власть контролирует себя изнутри. Данное обстоятельство, видимо, не исключает различных взглядов по поводу такой меры. Однако позитивное социальное значение ее очевидно и несомненно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.