Рефераты. Норма и источники права p> В-пятых, нормативно-правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа. Перечень необходимых атрибутов нормативно-правового акта жестко установлен: название акта; наименование органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и прекращения действия и так далее.

В-шестых, нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованием. В структуру нормативно-правового акта входят статьи, главы, разделы.

В качестве примера нормативно-правового акта можно привести
Французский гражданский кодекс 1804 года, Финляндский Закон об исполнении наказаний 1809 года, Конституцию Российской Федерации 1993 года.

Виды и система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Виды нормативно-правовых актов – это деление в соответствии с объективно существующей иерархической структурой. Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и другие основания.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на: акты общего действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся только на данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно- правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти
(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

Система нормативно-правовых актов – это упорядоченная масса изданных правотворческими органами, должностными лицами и принятых на референдумах, находящихся между собой в иерархических связях субординации и координации, федеральных и региональных нормативно-правовых актов обладает Конституция
Российской Федерации более подробно.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция
Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие положения
Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать
Конституции. В противном случае любой нормативный акт или его часть признается недействующим.

Вторым по значимости нормативными актами являются законы. Законы в
Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием
(референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.

По значимости содержащихся в них норм делятся на конституционные и обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, и законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно ею. В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о
Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137
Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108
Конституции РФ).

Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства Российской
Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, гражданский кодекс).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "
О языках народов РСФСР " в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в состав Российской Федерации, приняты свои законы о языках.
Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Кроме законов палаты Федерального собрания – Государственная Дума и
Совет Федерации – полномочны принимать постановления. Примерами таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении регламентов их деятельности.

Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу
Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы.
Это определено Конституцией.

Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут носить нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 15
Конституции РФ 1993 года. Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 года " Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации ", от 23 февраля 1995 года " О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимися и другими категориями лиц ".

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации
Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах, что также будет являться нормативно-правовыми актами.

Нормативно-правовые акты, такие как постановления и распоряжения, издает и Правительство Российской Федерации. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера.
Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они имеют общий характер и содержат нормы права.
Примером могут служить постановление Правительства Российской Федерации от
15 марта 1993 года " Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа ", от 6 апреля 1995 года "
Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства
Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования
".

Постановление Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законами Российской Федерации, указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Единых форм нормативно-правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и постановления. Из них нормативными обычно являются инструкции и постановления. Например, инструкция Министерства финансов Российской
Федерации " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории
Российской Федерации ".

Акты министерств, государственных комитетов и ведомств РФ могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти, нормативно-правовые акты принимаются на уровне субъектов
Федерации. В республиках в составе РФ ими могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления Совета Министров (правительств) республик и центральных республиканских органов исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ все края и области в составе
Российской Федерации получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов Федерации. По многим вопросам законодательства (административное, жилищное, земельное, водное и т.п.) органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативно-правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций.

5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.

Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.