Рефераты. Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования p> 1) в зависимости от степени охвата предметов контроля: а) сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных с вопросами налогообложения); б) выборочный налоговый контроль (проверка только части специально отобранных документов).

2) В зависимости от источников получения сведений и данных: а) документальный налоговый контроль (базируется на изучении документально зафиксированных данных); б) фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т. д.); в) встречный налоговый контроль (предусматривает получение информации от контрагентов проверяемых лиц).
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля: а) предварительный контроль; б) текущий контроль; в) последующий контроль.
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля: а) камеральный налоговый контроль (осуществляется по месту расположения налогового органа); б) выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения проверяемого субъекта).
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий: а) плановый налоговый контроль; б) внеплановый налоговый контроль.

Таким образом, российские финансовые школы предлагают классификацию налогового контроля, в основу которой положены принципы, характеризующие данный феномен с разных сторон, что позволяет рассматривать контролирующую деятельность налоговых органов во многих аспектах. Однако следует иметь в виду, что представленная выше классификация ориентирована на государственный налоговый контроль. Кроме него, можно выделить еще и аудиторский налоговый контроль.

Основным видом налогового контроля является проверка. Такой вид финансового контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова
(комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и контролем постановки бухгалтерского учета и состояния внутриведомственного контроля), как правило, не применяется [36, с.
119].

Налоговая проверка бывает комплексной и тематической.

Комплексная налоговая проверка предполагает проверку правильности исчисления и уплаты всех налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за весь период от даты завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи последнего налогового расчета к моменту завершения данной проверки.

Что же касается тематической налоговой проверки, то при ней изучаются вопросы правильности исчисления и уплаты отдельных видов налогов или обязательных платежей; это проверка некомплексная, то есть проверяется определенный круг вопросов.

Налоговые органы проводят следующие виды проверок:
- камеральные;
- выездные (документальные);
- рейдовые.

Камеральная налоговая проверка всегда предшествует документальной. Проводится она налоговыми органами по месту их нахождения, без привлечения первичных документов, на основе данных бухгалтерской отчетности, расчетов, налоговых деклараций и других документов, связанных с уплатой налогов, представленных налогоплательщиком. При этом виде налогового контроля используются следующие методы:

. визуальный (формальный) метод контроля;

. проверка своевременности представления расчетов, отчетов, балансов;

. метод арифметической проверки;

. метод логической проверки;

. метод проверки обоснованности применения ставок и наличия документов, подтверждающих право на льготы;

. метод проверки полноты и своевременности поступления налогов.

Визуальный (формальный) метод предполагает контроль за правильностью оформления документов: наличие всех необходимых реквизитов, подписей и их расшифровки (указание фамилий, инициалов и должностей лиц, поставивших подпись), соблюдение установленных форм расчетов.

С помощью арифметического метода проверяется правильность арифметических расчетов, итогов, цифровой увязки показателей различных форм отчетности.

Логический метод предполагает использование всех данных, имеющихся у проверяющего. Производится сопоставление отчетных данных различных отчетных периодов, используется логическая зависимость одних данных от других, взаимная увязка показателей, отраженных в расчетах по различным видам налогов и внебюджетным фондам в течение одинаковых периодов.

По результатам вышеназванных методов контроля устанавливаются суммы к доплате (уменьшению).

Камеральная налоговая проверка является весьма эффективным методом налогового контроля, который позволяет решать его задачи.
Кроме того, ее результаты обеспечивают качественный отбор налогоплательщиков для последующей выездной проверки.

Выездная (документальная) налоговая проверка проводится налоговыми органами по местонахождению (юридическому адресу) налогоплательщика и предполагает обязательную проверку первичных бухгалтерских документов. Данная проверка отличается от камеральной прежде всего глубиной. Она проводится за период деятельности, последовавший после проведения предыдущей документальной проверки.

В ходе проверки применяется ряд методов контроля, которые избираются проверяющими самостоятельно исходя из ситуации.

Говоря о методах выездной налоговой проверки, можно выделить еще и следующие:

- проведение фактической проверки (инвентаризации);

- контрольный запуск сырья и материалов в производство;

- осмотр офиса, столов, сейфов с целью обнаружения накладных, черновых тетрадей учета и других не представленных к проверке документов;

- опрос служащих;

- получение информации извне (например, от таможенных органов о ввозе/вывозе товаров и продукции).

Кроме вышеназванных, может применяться и метод встречной проверки, предполагающий установление правильности проведения тех или иных операций на проверяемом объекте через участвующих в этих операциях контрагентов. И естественно, при документальной налоговой проверке применяется метод законности операций с целью установления соответствия их действующему законодательству.

Еще один вид налоговых проверок—рейдовые проверки. Такие проверки осуществляются налоговыми органами в местах деятельности субъектов хозяйствования и граждан, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с целью проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и предпринимательстве, обеспечение полноты отражения доходов от реализации товаров и оказания услуг за наличные деньги; выявить незарегистрированную предпринимательскую деятельность [36, c. 128].
Рейдовые проверки могут быть плановыми и внезапными. Первые проводятся по специально разработанным планам, вторые же – вне плана, обычно группой проверяющих.

Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

Рассмотрев теоретические аспекты налогового контроля в части его сущности, принципов, элементов и методов, целесообразно обратиться к его организации в нашей республике и за рубежом.

1.3. Организация контрольной деятельности налоговых органов

Создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому при изучении теоретических основ налогового контроля необходимо уделить значительное внимание аспекту его организации в государстве.

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля. Рассмотрим данные аспекты организации налогового контроля более детально.

Говоря о системе органов налогового контроля, необходимо еще раз отметить, что существует государственный налоговый контроль и контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, т. е. налоговый аудит. Государственный налоговый контроль осуществляют специальные налоговые органы: в ряде стран это соответствующие министерства и их структурные подразделения (у нас и в России—Министерство по налогам и сборам и его инспекции). В некоторых государствах специальных налоговых служб нет, а контрольную деятельность в сфере налогообложения осуществляют различные финансовые органы (например, Германия).
Также в ряде стран существуют органы налоговой полиции, финансового сыска, в компетенцию которых входит уголовное преследование нарушителей законодательства о налогах и сборах. Кроме специальных налоговых служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения. На микроуровне контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов осуществляют работники соответствующих подразделений субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.

В рамках организации налогового контроля немаловажное значение имеет рассмотрение его этапов. Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности. Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и развивается поэтапно. Однако при определении основных этапов контрольной деятельности существует целый спектр научных мнений, использующих различные критерии для отделения одной стадии
(этапа) контроля от другой. Так, например Л. А. Сергиенко разбивает процесс осуществления контроля на ряд последовательно идущих друг за другом стадий:

1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению;

2) подготовка к проверке;

3) проведение проверки;

4) составление, обсуждение и принятие контролирующим органом
(лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомление с ними заинтересованных органов и лиц;

5) реализация принятого по материалам проверки решения;

6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным органом
(должностным лицом) решение;

7) контроль за фактическим исполнением решений, а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки [41, с.134].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.