Юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений
Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствии, возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридические факты в муниципальном праве – те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципальных правоотношений.
Являясь одним из элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение или прекращение муниципальных правоотношений[8]. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.
Юридические факты в муниципальном праве выполняют и дополнительные функции. Они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных муниципально-правовых отношений.
Также одной из функции юридических фактов в муниципальном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие муниципально-правовых норм на общественные отношения в области местного самоуправления.
Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов муниципально-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать.
Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма муниципально-правового регулирования местного самоуправления. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов муниципально-правовых отношений.
В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Наиболее распространенной и значимой для муниципально-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей – на действия и события.
Основным определяющим видом юридических фактов в муниципальном праве является действие – результат сознательной целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования.
В зависимости от соответствия действий требованиям муниципально-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные).
Правомерным действием в муниципальном праве является волевое поведение, которое соответствует предписаниям норм муниципального права, согласуется с содержанием прав и обязанностей его субъектов. Правомерные действия – основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики муниципально-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.
Юридическими поступками в муниципальном праве являются правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов (иногда находящихся вне права), порождающих конкретные правовые последствия. К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения муниципально-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и должностным лицам местного самоуправления (внесение предложений и проектов народной правотворческой инициативы).
Вторым подвидом правомерных действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты – правомерные действия, которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия. Юридические акты в муниципальном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение или прекращение муниципально-правовых отношений, иначе – это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений. Кроме того, юридическими актами может оформляться и воля других субъектов муниципально-правовых отношений: населения, депутатов, граждан, общественных организаций и др.
Теперь перейдем ко второму виду юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения муниципальных правоотношений – это неправомерные (противоправные) действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Примером такого действия может служить издание представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ.
В муниципальном праве к числу юридических фактов, вызывающих динамику муниципально-правовых отношений, относятся события – обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей (например, рождение, смерть человека и т.д.). Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. К числу юридических событий в муниципальном праве могут быть отнесены сроки. Все социальные явления и процессы, деятельность субъектов муниципально-правовых отношений имеют временную протяженность. Истечение определенного времени может выступать как обстоятельство, способствующее возникновению, изменению или прекращению муниципально-правовых отношений. В юридической литературе отмечается, что сроки могут выступать исключительно в качестве элементов фактического состава, поскольку сам по себе срок никакого юридического содержания не несет, он имеет значение только как срок чего-либо.
Помимо юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики муниципально-правовых отношений выступают состояния. Вопрос о состоянии как о юридическом факте является дискуссионным в юридической науке. Юридическими состояниями являются сложные юридические факты, характеризующиеся относительной стабильностью и длительным периодом существования, в течении которого они могут неоднократно вызывать наступление правовых последствий. Состояние не возникает само по себе, ему способствуют определенные события или действия.
Для возникновения, изменения и прекращения большинства муниципально-правовых отношений требуется наличие совокупности юридических фактов – фактический состав.
Фактический состав – это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий. Каждый из элементов фактического состава представляет собой самостоятельное жизненное обстоятельство и выступает в качестве особого юридического факта.
В муниципальном праве достаточно распространенными являются составы с элементом-волеизъявлением, которые в качестве элемента включают индивидуальное волеизъявление или несколько индивидуальных волеизъявлений[9].
Детализация юридических фактов и особенно фактических составов, выявление новых оснований для их классификации является перспективным направлением в науке муниципального права и важным шагом к познанию всех его особенностей, правильному разграничению вопросов по его содержанию, четкому и точному пониманию всей его проблематики.
Заключение
Европейская Хартия Местного Самоуправления была ратифицирована Федеральным Собранием 11 апреля 1998года. Она вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года. Но не ясным остается вопрос о том, почему же тогда Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 12 августа 1995 года? Что это было: стремление отличиться от остальных государств, политическая игра «верхов», желание показать свою независимость и самостоятельность или нечто другое? Это остается загадкой.
Тем не менее местное самоуправление в стране закреплено, и муниципальные правоотношения стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Изучив их специфику, можно говорить о следующих их особенностях:
1. они имеют локально-территориальный характер, т.е. возникают, изменяются и прекращают свое существование только в пределах муниципального образования;
2. имеют комплексный характер, т.к. испытывают на себе воздействие со стороны целого комплекса правовых норм;
3. их обязательным субъектом является либо население, либо муниципальный орган, либо должностное лицо.
Но какими бы специфичными они не были, их нельзя пускать на самотек. Им нужен жесткий и четкий контроль, чтобы они не стали средством сосредоточения власти, осуществления расправ, способом накопления капитала. Их основная цель – решение насущных задач самим населением на своей территории. А наша основная задача – сделать так, чтобы этот молодой институт права служил именно тем интересам, для которых он был создан.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.
2. Европейская Хартия Местного Самоуправления 15.10.1985 г.
3. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г. №154-ФЗ
4. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1996. – 246 с.
5. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003, № 4. – С. 53-61.
6. Куликов В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность // Государство и право. 2000, № 11. С. 13-17.
7. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. – Л.: Знание, 1979. С. 13-14.
8. Фадеев В.И. Муниципальное право в России. – М.: Юрист, 1994. – 168 с.
[1] См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ
[2] См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9.
[3] См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ
[4] Предметом муниципального права являются отношения, возникающие в процессе
организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских
поселениях и на других территориях.
[5] См.: ст. 28 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г №154-ФЗ
[6] См.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М.,1982.С.33.
[7] См.: ч.2 ст.26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 26.08.1995 г. № 154-ФЗ
[8] См.: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С.57; Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 2. С. 420.
[9] См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. С. 37-41
Страницы: 1, 2, 3