Рефераты. Муниципальная власть, ее юридические признаки

Исходя из изложенного, предлагается следующий перевод п.1 ст.3 Европейской хартии о местном самоуправлении: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность местных сообществ регламентировать значительную часть дел гражданского общества и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения".

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу 1 сентября 1995 г., дает следующее определение местного самоуправления (п.1 ст.2): "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций". Это определение базируется на нормах Конституции Российской Федерации: "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно"(ст.12); "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления" (ч.2 ст.130); местное самоуправление осуществляется "с учетом исторических и иных местных традиций" (ч.1 ст.131).

Весьма важно с точки зрения преемственности законодательства, что приведенное определение местного самоуправления созвучно определению, данному в предшествовавшем указанному Федеральному закону Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской федерации", в ст.1 которого было установлено: "Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации". Однако наряду со схожестью имеется и важное отличие формулировок предшествующего и настоящего законов. В новом определении отсутствует термин "система". Исходя из приведенного определения ранее действовавшего закона во всей России устанавливалась единообразная организация местного самоуправления. Из определения настоящего Закона следует возможность многообразия форм осуществления местного самоуправления.

Принципиально важно в этом определении понятие самостоятельности. Разброс интерпретаций конституционного положения о самостоятельности муниципальной власти чрезвычайно широк - от утверждений, что местное самоуправление отделено от государства, до толкования самостоятельности местного самоуправления не более как права органов местного самоуправления определять порядок реализации предписаний органов государственной власти.

Ни тот, ни другой подход не следуют из Конституции России и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конституция РФ предусматривает самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст.12). Данное в Федеральном законе определение конкретизирует это положение, характеризуя местное самоуправление как самостоятельную деятельность по решению вопросов местного значения. Перечень этих вопросов определяется уставом муниципального образования, причем содержание этого перечня регламентируется законами путем установления рамочных норм.

Таким образом, под самостоятельностью местного самоуправления понимается право населения муниципального образования непосредственно или через своих представителей в соответствии с действующими законами без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов, принимаемых к своему ведению, и решать их.

Муниципальная власть – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ  осуществляет свою  власть непосредственно,  а  также через органы государственной  власти  и органы местного самоуправления».  Статья 12: «В Российской  Федерации  признается  и  гарантируется  местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, муниципальная власть – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

·        Через референдумы, выборы, собрания и  сходы;

·        Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной власти характеризуются функциями местного самоуправления.  Перечень полномочий органов самоуправле­ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основные функции:

·        обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

·        управление муниципальной собственностью (ст. 132)

·        обеспечение развития соответствующей территории

·        охрана общественного порядка (ст.132)

·        защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституцией РФ (ст. 133)

·        обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах



3. Глава муниципального образования издал постановление, согласно которому он наделяется правом входить в состав местного представительного органа и председательствовать на его заседаниях. Проанализируйте данное постановление с позиции соответствия его содержания требованиям законодательства РФ. При соблюдении каких юридических условий глава муниципального образования может входить в состав местного представительного органа?.


Согласно статье 16  Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", «1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

4. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления».

Следовательно, глава муниципального образования незаконно издал постановление. В данном случае, согласно части 3 указанной статьи Федерального закона, он может входить в состав местного представительного органа и председательствовать на его заседаниях только в случае, если это право будет закреплено в уставе муниципального образования, но сам такое постановление глава муниципального образования издать не правомочен.
















Список использованной литературы

 

1.     Конституция Российской Федерации. Москва. 2004г.

2.     Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями.)

3.     Европейская хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. ISB N 92-871-084-8. Май. 1990

4.     Федеральный закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской федерации",


5.     Постановления Конституционного Суда РФ


6.     Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп.)


7.     Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)


8.     Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.)


9.     Н.В.Постовой. Муниципальное право. Учебник. М. 1998г.


10. Муниципальное право РФ. Основные законодательные акты. Пермь. 2000г.


[1] Конституция РФ, ст.131.

[2] Конституция РФ, статья 132.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.