Рефераты. Международное космическое право

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом, и условия его осуществления полностью применимы к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях.

Применительно к космической деятельности государств этот общий принцип международного права должен рассматриваться в свете принципов, закрепленных в Договоре по космосу 1967 года, который является одним из основных источников международного космического права. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле и во многих статьях этого договора, что дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и мирном использовании космического пространства к числу основных принципов международного космического права.

В преамбуле договора говорится о желании содействовать широкому международному сотрудничеству как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях. В ст. I сказано, что “государства содействуют и поощряют международное сотрудничество” в научных исследованиях; в ст. III также упоминается о развитии международного сотрудничества и взаимопонимания. Статья IX определяет, что государства—участники договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи.

Таким образом, Договор по космосу закрепил принцип сотрудничества государств в качестве одного из общих принципов, основных начал международного космического права. Однако в договоре этот принцип не рассматривается в отрыве от других общепризнанных принципов или как безусловная юридическая обязанность. Он тесно связан с общими принципами международного права и международного космического права.

Ряд положений Договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К числу таких положений можно отнести, например, обязанности учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе (ст. IX); не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств (ст. IX); оказывать возможную помощь космонавтам других государств (ст. V); на равных основаниях рассматривать просьбы государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (ст. X); информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и некоторые другие положения.

Как и в других областях международных отношений, принцип сотрудничества в космическом праве должен трактоваться прежде всего как обязанность государств сотрудничать друг с другом в деле поддержания международного мира и безопасности при освоении космического пространства. В остальном этот принцип предполагает лишь обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в мирных целях.

Что касается конкретных прав и обязанностей в области научно-технического сотрудничества по исследованию и использованию космоса, то они могут вытекать только из договоров, специально заключенных с этой целью государствами и международными межправительственными организациями. Исходя из своих потребностей, интересов и возможностей, государства путем взаимного согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах, определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества конкретизируется и наполняется реальным содержанием.


Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках ООН

Организация Объединенных Нации приступила к рассмотрению вопросов исследования и использования космического пространства в мирных целях вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. Идея использования ООН для развития международного сотрудничества в освоении космоса содержалась в предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. (док. ООН А/3818).

ООН, выступающая в качестве центра согласования действий государств в достижении общих целей, одной из которых является освоение космоса, выполняет возложенные на нее функции через свои главные и вспомогательные органы.

Генеральная Ассамблея ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Начиная с 1958 года Генеральная Ассамблея постоянно рассматривает как политико-правовые, так и научно-технические проблемы освоения космоса, однако наиболее значительные успехи достигнуты ею именно в области правового регламентирования космической деятельности. Генеральную Ассамблею по праву считают центром международного сотрудничества государств в области разработки норм международного космического права.

Принятие первых резолюций по космосу. Декларации правовых принципов космической деятельности, Договора по космосу, Соглашения о спасании, Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации, Соглашения о Луне, Принципов использования государствами искусственных спутников Земли для целей непосредственного телевизионного вещания — вот лишь несколько этапов деятельности Генеральной Ассамблеи в области правового регулирования освоения космоса.

Решающая роль Генеральной Ассамблеи в формировании и развитии международного космического права проявляется в следующем:

• создание Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу);

• формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства;

• принятие рекомендаций в адрес специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);

• одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств;

• одобрение проектов соглашений по космосу, разработанных в рамках Комитета ООН по космосу;

• разработка проектов отдельных статей этих соглашений непосредственно на сессиях Генеральной Ассамблеи (в Первом комитете);

• призыв к подписанию всеми государствами одобренных Генеральной Ассамблеей соглашений по космосу;

• участие абсолютного большинства государств в рассмотрении вопросов освоения космоса на сессиях Генеральной Ассамблеи.

Комитет по использованию космического пространства мирных целях. В предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. содержалась идея создания органа ООН по международному сотрудничеству в области изучения космического пространства. Однако из-за позиции США, стремившихся обеспечить себе в нем преимущественное положение, этот орган смог начать свою нормальную деятельность только в 1961 году.

Резолюции 1472 (XIV) и 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН определили состав и основные направления деятельности Комитета ООН по космосу, являющегося вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии с этими резолюциями комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования и использования космического пространства и выполнять роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса.

Резолюция 1472 (XIV) предусматривала создание комитета в составе 24 государств. В 1984 году членами комитета являлись уже 53 страны, представляющие различные социально-политические системы и географические районы.

На сессии Комитета ООН по космосу в 1962 году в качестве процедурной основы деятельности комитета и его органов был утвержден важнейший принцип, согласно которому все решения в рамках комитета и его органов принимаются только с согласия всех его членов без проведения голосования (методом консенсуса).

Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов полного состава—Юридического и Научно-технического, созданных в 1962 году. По мере необходимости комитет может учреждать рабочие группы для изучения той или иной проблемы. Например, в рамках комитета образовывались рабочие группы по навигационным спутникам, по спутникам непосредственного телевизионного вещания, по дистанционному зондированию Земли с помощью спутников и др.

В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется основная деятельность по разработке проектов многосторонних международных соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Именно в Юридическом подкомитете сконцентрированы основные усилия по согласованию позиций государств и достижению взаимоприемлемых решений. Фактически подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм международного космического права.

Успехи Комитета ООН по космосу в научно-техническом сотрудничестве менее значительны, чем в правовой области, однако и в этой сфере достигнуты определенные результаты. В настоящее время деятельность Научно-технического подкомитета осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией о космических исследованиях, координация космической деятельности в рамках ООН, технические аспекты дистанционного зондирования Земли из космоса, подготовка кадров, особенно в развивающихся странах, использование космических транспортных систем и др.

Правовое положение Комитета ООН по космосу и его практическая деятельность свидетельствуют о том, что комитет представляет собой единственный межправительственный орган, который специально занимается проблемами, связанными с исследованием космического пространства. Ему принадлежит ведущая роль в научно-технической и правовой регламентации деятельности государств по исследованию космического пространства. Он призван быть центром для международного сотрудничества при исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Секретариат ООН. По мере расширения деятельности Организации Объединенных Наций в области исследования и использования космического пространства в рамках Секретариата ООН выделилось несколько подразделений для оказания административной, правовой и технической помощи Генеральному секретарю ООН, Комитету ООН по космосу и другим органам. Среди таких подразделений можно выделить Отдел по вопросам космического пространства Департамента по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, специальную группу Юридического департамента, Отдел по науке и технике и Отдел ресурсов и транспорта Департамента по экономическим и социальным вопросам, эксперта ООН по применению космической техники в Отделе по вопросам космического пространства и др.

Генеральный секретарь ООН. Все разработанные в рамках Организации Объединенных Наций соглашения по космосу наделяют Генерального секретаря ООН достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса. Так, на Генерального секретаря возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств (ст. XI Договора по космосу); ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах, и обеспечение к нему открытого доступа (ст. II, III, V, VI Конвенции о регистрации); сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов (ст. V Договора по космосу), и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки (ст. 1, 2, 3, 5 Соглашения о спасании); назначение, в случае необходимости, председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности (ст. XVI, XIX) и др. Генеральный секретарь является также депозитарием Конвенции о регистрации и Соглашения о Луне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.