Рефераты. Личные подсобные хозяйства

Глава 3. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан


За многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной и иной поддержки таких хозяйств:

1) в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 N 141 "О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР" федеральным органам исполнительной власти (прежде всего Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Эта норма действует до сих пор;

2) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.06.1996 № 819 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" было предусмотрено (начиная с 1997 года) выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования[8].

Государственной поддержкой также является освобождение владельцев личных подсобных хозяйств полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей в соответствии с федеральными законами. Например, согласно подпункту 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы граждан от продажи выращенной продукции в личных подсобных хозяйствах.

Согласно статьям 6 и 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог на земельные участки личного подсобного хозяйства в границах и вне черты сельских поселений приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций (в 10 раз меньше, чем для дачников или владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства), а в черте городских поселений для личного подсобного хозяйства земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога, установленного в этом городском поселении для других видов деятельности.

Соответствующими законами установлены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке личного подсобного хозяйства, плата за забор воды для орошения и т.д.

Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

·          формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

·          стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

·          проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

·          ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

Порядок реализации данных мероприятий должен быть определен постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Впервые предусматривается ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных, содержащихся в личном подсобном хозяйстве[9].

Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому в рассматриваемом Федеральном законе впервые установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Объемы и виды государственной поддержки личных подсобных хозяйств будут определяться ежегодно при принятии федерального бюджета на очередной год. Например, на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" выделено 23,2 миллиарда рублей, в том числе:

1) субсидирование разницы процентных ставок по привлеченным кредитам и краткосрочным кредитам - 4,1 миллиарда рублей;

2) государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства - 1,2 миллиарда рублей;

3) государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства - 2,3 миллиарда рублей;

4) компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур (субсидии и субвенции) - 1,9 миллиарда рублей;

5) регулирование зернового рынка - 4,0 миллиарда рублей;

6) субсидии на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений - 0,9 миллиарда рублей;

7) на финансирование мелиоративных работ - 2,5 миллиарда рублей;

8) Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (финансирование газификации, водоснабжения, жилищного строительства, дорожного строительства) - 1,0 миллиарда рублей.

9) Федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" - 3,4 миллиарда руб. и т.д.

Указанные средства федерального бюджета выделяются Минсельхозом России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для каждого вида расхода средств.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при принятии своих бюджетов также разрабатывают и осуществляют меры и программы по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Заключение


За годы аграрной реформы роль личных подсобных хозяйств в пополнении продовольственных ресурсов страны существенно возросла. С одной стороны, это вызвано увеличением размеров земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств (в том числе за счет земельных паев граждан) и снятием необоснованных ограничений по содержанию скота. С другой стороны, нельзя не согласиться с теми учеными, которые увеличение удельного веса личных подсобных хозяйств в аграрной структуре связывают не столько с экономической активностью самих личных хозяйств, сколько со снижением производства в коллективных хозяйствах.

Тот факт, что в личных подсобных хозяйствах сегодня производится значительный объем сельскохозяйственной продукции не влияет на характеристику этих хозяйств как хозяйств подсобных, потребительских. По оценкам Аграрного института (ВИАПИ), устойчиво работают на рынок лишь 10-15% хозяйств, а подавляющее большинство личных подсобных хозяйств ведется главным образом для удовлетворения собственных потребностей семей в продовольствии. Таким образом, к современным личным подсобным хозяйствам вполне применим вывод А.В. Чаянова о том, что мотивация хозяйственной деятельности крестьянина – это не мотивация предпринимателя, получающего в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее мотивация рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы.

О некоммерческом характере деятельности в личном подсобном хозяйстве свидетельствует и то обстоятельство, что к лицам, ведущим личных подсобных хозяйств, не предъявляются какие-то особые требования, связанные с наличием у них образования, сельскохозяйственной квалификации и т.п.

Список использованной литературы


1.            Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., 2004.

2.            Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря. – М., 2004.

3.            Вахаев М. Х. Вопросы охраны природы при использовании земель в сельском хозяйстве: Российская и зарубежная практика //Аграрное и земельное право. 2006. № 9. С. 46 – 52.

4.            Петриков А.В. Крупные проблемы мелких хозяйств // Аграрная реформа. Экономика и право. 1999. № 2.

5.            Печенкина В. В. Проблемы развития личных подсобных хозяйств населения: социологический аспект // Развитие личных подсобных хозяйств как один из механизмов повышения доходов сельского населения. Материалы семинара-совещания. М., 1999

6.            Постатейный комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" / Под ред. Н.И. Калинина, А.А. Удачина. – М., 2004.

7.            Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" / Под ред. Н.И. Калинина, А.А. Удачина. – М., 2004.

8.            Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М., 1990.

9.            Феничева Е. Актуальные вопросы правового режима личных подсобных хозяйств // Твоя земля. 1999. № 5.

10.        Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1993.

11.        Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001. №136-ФЗ // Собрание законодательства. 2001. №44. Ст. 4147.

12.        Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.


[1] Постатейный комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" / Под ред. Н.И. Калинина, А.А. Удачина. – М., 2004. С. 13.

[2] Петриков А.В. Крупные проблемы мелких хозяйств // Аграрная реформа. Экономика и право. 1999. № 2.

С. 2.

[3] Феничева Е. Актуальные вопросы правового режима личных подсобных хозяйств // Твоя земля. 1999. № 5. С. 12.

[4] Печенкина В. В. Проблемы развития личных подсобных хозяйств населения: социологический аспект // Развитие личных подсобных хозяйств как один из механизмов повышения доходов сельского населения. Материалы семинара-совещания. М., 1999. С. 26.

[5] Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" / Под ред. Н.И. Калинина, А.А. Удачина. – М., 2004. С. 54.

[6] Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М., 1990. С. 14.

[7] Вахаев М. Х. Вопросы охраны природы при использовании земель в сельском хозяйстве: Российская и зарубежная практика //Аграрное и земельное право. 2006. № 9. С. 46 – 52.

[8] Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря. – М., 2004. С. 247.

[9] Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1993. С. 275.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.