Рефераты. Конституция - основной закон государства и общества. Конституционные акты российской государственнос...

Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей. Во Франции он был даже запрещен. Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.

2.1.1. Деятельность комиссии.


Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства. Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения». Основания представительства были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие - от провинции, третьи - от отдельного племени, четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне), другие - по месту жительства (горожане - домовладельцы, инородцы.) Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства. Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться “большим Наказом”. Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате  в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565.Одна треть из них были дворяне, другая треть - горожане, из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии, которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы. Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания . А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия. Общее собрание, прежде всего, прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности, которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов, должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества, какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание. Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек . Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию - систематизация или простое собрание старых законов .          Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами . Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания. Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы, в поправлении которых более состоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку».[5] В этом скрывается отсутствие ясного представления о том, что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания, не имеющего в них достаточного навыка.    Так, рядом с несовершенствами внешней организации  и неумелая постановка самих задач, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела. Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов . Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве . Потратив на  это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией . Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего . Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху . Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

Вследствие:


1.Отсутсвия подготовительных работ.

2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела.

3.Практического неумения руководителей.


Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой - ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны. Сохраняя свои принципы, она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию, Комиссия подала “свет и сведения обо всей империи и с кем дело имеем и о ком пешись должно”. На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания. С неудачей Комиссии не умирало её дело .Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам  императрице. Созывая Комиссию ,Екатерина имела только принципы ; Комиссия показала ,что именно надо исправить ,к чему нужно приложить эти принципы ,о чем, прежде всего “пещись должно”. Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.



2.2 Конституция Никиты Муравьева

Никита Муравьев- сын наставника императора(в последствии член декабристского движения)- имел блестящие исторические познания.  Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты  Муравьева  использовала опыт Западной Европы.  Но она являлась   плодом    самостоятельного политического творчества на основе переработки запад - но европейского и американского политического опыта,  применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы,  интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера,  например разбора  "История Государства   Российского" Н. М. Карамзина и других работ.  Конституция Никиты Муравьева, в отличие  от  "Русской Правды" Пестеля,  не была обсуждена всем  Северным  обществом,  не была проголосована и принята всей организацией.

 Работая над  конституцией  в  1821  и  последующие  годы,  Никита   Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии.  Тот сдвиг вправо,  который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты  Муравьева,   нашел   яркое отражение в его конституции.  Прежние к республиканские          воззрения сменились конституционно-монархическими.  Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве.  Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости,   но одновременно выводил  положение: "Земли помещиков остаются за ними".[6]  По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем  варианте  своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном  наделении землей: крестьяне получали  усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.   Конституция   Никиты Муравьева  характеризовалась  высоким  имущественным цензом: только земельный  собственник  или  владелец  капитала  имел право  полностью  участвовать  в  политической жизни страны,  избирать и быть избранным.   При этом  землевладелец  сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста.  Позже Муравьев отказался от  двойного  ценза  и  ввел  один общий  ценз для избирателей - 500 рублей.   Лица,   не имевшие движимости  или  недвижимости  на  эту сумму,  не могли  участвовать  в  выборах.   Лица,   избираемы  на  общественные должности,  должны   были   обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного  старшины  -  отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане,   без  изъятия  и  различия".   Но  для  других          выборных  должностей ценз сохранялся и был тем значительнее,  чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс.  рублей серебром.

Женщины по  конституции  Никиты  Муравьева,  как и по конституции Пестеля,  были лишены избирательного права.  Кроме того, Никита Муравьев был намерен  ввести  образовательный ценз для граждан  Российского  государства.  Избирательные права получали лица, достигшие 21 года.  Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался  избирательных прав.   Так как образование можно было получать только за плату,   введение ценза  грамотности  было еще одним предпочтением    материально   состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева  вводила  еще  ценз оседлости:  кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался,   согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем" - собственником,  его   избирательное право  было  чрезвычайно ограничено.   При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный    проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического     творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.