Рефераты. Конституционные основы статуса президента p> I. Президент имеет широкие полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти.

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей
Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению
Председателя Правительства.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации.

Подобный порядок формирования Федеральных органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы (ст. 84). Он назначает выборы
Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случав и порядке, предусмотренных
Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской
Федерации, обладает правом отлагательного вето, вносит законопроекты в
Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции.

Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст.
134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

II. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов
Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах федерации.

III. Как глава государства Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания российской Федерации.

Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской
Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения.

IV. Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. Он назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей.

V. К полномочиям Президента Российской Федерации как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования.

VI. Президент в целях реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность.

Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует
Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне.

В Конституции РФ прописаны два варианта прекращения его полномочии:
1) в связи с истечением срока пребывания в должности;
2) в связи с досрочным прекращением полномочий.

В первом случае Президент оставляет свои пост по прошествии четырех лет президентства, если он не был переизбран на второй срок. Он прекращает исполнение полномочии с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом. Это обычная, нормальная практика. В истории новой российской государственности подобного прецедента пока не было: в 1996 г. Б. Н. Ельцин был переизбран на второй срок, а в 2000 г. в связи с его отставкой состоялись досрочные президентские выборы.

Во втором случае Президент прекращает свои полномочия до истечения срока президентства. Конституция РФ (статья 92, часть 2) называет три основания досрочного прекращения Президентом исполнения полномочий:
1) отставка;
2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешение от должности (импичмент).

Отставка - это добровольное сложение Президентом своих полномочий.
Хотя она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера, это не меняет ее правовую природу. Решение об отставке принимается самим Президентом. 31 декабря 1999 г. первый Президент
РФ Б. Н. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий главе
Правительства В. В. Путину.

В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате не зависящих от воли Президента обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства. До сих пор этот вопрос остается недостаточно отрегулированным на законодательном уровне.

Особое место занимает отрешение Президента от должности. В Конституции
РФ (статья 93) подробно прописана процедура импичмента. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Депутаты Государственной Думы (не менее одной трети от списочного состава) выдвигают предложение об отрешении Президента от должности. Для изучения вопроса и формирования обвинения создается специальная думская комиссия. Ее заключение оглашается на заседании
Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения принимается большинством в две трети голосов. Такая попытка была предпринята нижней палатой российского парламента в отношении Президента Б.
Н. Ельцина в 1999 г., но она не получила необходимого числа голосов и процедура импичмента завершилась, формально так и не начавшись. В случае положительного решения Государственной Думой вопроса об отрешении
Президента от должности оно поступает в Верховный и Конституционный Суды.
Верховный Суд должен дать заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный Суд - заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Принятие окончательного решения по вопросу об отрешении Президента от должности является прерогативой Совета Федерации. Оно должно быть принято большинством в две трети голосов членов верхней палаты и не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против
Президента. Если в этот срок соответствующее решение не будет принято
Советом Федерации, обвинение против Президента считается отклоненным. В случае отрешения Президента от должности он теряет неприкосновенность и может быть подвергнут уголовной и иной ответственности.

4. Акты Президента РФ

Во исполнение своих полномочий Президент издает указы и распоряжения.
Указы Президента. являясь подзаконными актами, могут носить как нормативный, так и индивидуальный характер. В условиях наличия большого спектра общественных отношений, не урегулированных федеральными законами, получила широкое распространение практика издания Президентом нормативных указов по важнейшим политическим, экономическим и социальным вопросам. По мере принятия соответствующих федеральных законов такие указы признаются утратившими силу. Кстати, многие нормативные указы Президента содержат формулу «впредь до издания федерального закона». Указы нормативного характера не могут издаваться по вопросам, урегулированным на уровне законов, а также по вопросам, в отношении которых Конституция РФ содержит указание, что по ним принимаются федеральные конституционные законы.
Ненормативные указы относятся к конкретным органам, учреждениям и лицам и подавляющее большинство из них связано с назначением и смещением должностных лиц. Распоряжения Президента носят, как правило, индивидуальный характер.

Указы и распоряжения Президента не нуждаются в контрассигнатуре и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Согласно статье
125 Конституции РФ дела о соответствии нормативных указов Президента
Конституции РФ решает Конституционный Суд Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности Президента РФ по исполнению им своих полномочий возлагается на Администрацию Президента. Она действует на основе Положения об Администрации Президента, утвержденного указом
Президента. Персональный состав Администрации формируется Президентом. Он же назначает руководителя Администрации. В структуру Администрации
Президента входят главные управления (Главное государственно-правовое управление, Главное контрольное управление и т.д.), управления
(территориальное, по государственным наградам и др.), отделы (например, отдел по обеспечению деятельности Комиссии по вопросам гражданства при
Президенте РФ). Администрация Президента - рабочий орган главы государства
- не отличается стабильностью структуры.

Администрация Президента занимается информационной и аналитической работой, обеспечением взаимодействия Президента с другими органами власти, субъектами РФ, общественностью. осуществляет подготовку указов и распоряжений, издаваемых Президентом, организацию протокольных мероприятии и т.д.

Заключение

В Российской Федерации система органов государственной власти строится на принципах демократизма, законности, республиканизма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Он осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами. Согласно принципу законности все государственные органы в Российской Федерации создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.

Конституция РФ закрепляет республиканскую форму правления. Высшая власть в Российской Федерации принадлежит выборным органам - Президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская
Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.

Список литературы

Конституция Российской Федерации

Баграй М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА. 1998

Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юристъ. 1999

Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа. 2000


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.