Рефераты. Конституционное право- ведущая отрасль Российского права p>2. Нормы конституционного права.


2.1. . Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.


Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права.
Из рассмотренных положений в начале данной курсовой работы, очевидно, что конституционно-правовые отношения составляют предмет конституционного права.
В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи

между субъектами конституционного права.
Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.
Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие данные отношения, показывая этим их специфику и отличительные особенности[11].
1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.
В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять.
Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.
Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.
Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности
(народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции
РФ).
Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа.
Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.
2.Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской
Федерации(республики,края,области,города федерального значения, автономная область, автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.
Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени.
Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.
3.Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).
Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно- территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.
4.Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство,
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.).Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
5.Должостные лица.

Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ,
Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др. Президент
Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и др.субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные(представительные)органы власти(Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание,
Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.
7.Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
8.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.
Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.
Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Необходимо отметить, что понятия субъект конституционного права и субъект конституционно-правового отношения - близкие, взаимообусловленные, но не тождественные.
Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.
Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.
В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.
В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

. Государственная территория.
В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

. Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации",устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.