Рефераты. Конституционно-правовой статус общественных объединений

Так, в первом полугодии 2001 г. Управлением проведено 85 проверок. По их результатам, в частности, вынесено 37 предупреждений; направлено в суд 10 заявлений о прекращении деятельности (ст. 29); направлено в суд одно заявление о приостановлении деятельности (ст. 42).

В Рязанской области введена новая форма контроля: проведение совещаний у заместителя начальника Управления юстиции с руководителями общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства и уставных требований. Состоялись совещания с руководителями политических общественных объединений, фондов, благотворительных организаций. Во втором полугодии 2001 г. планируется проведение совещаний с руководителями молодежных и детских организаций.

На этих совещаниях разъясняются особенности правового статуса конкретных видов общественных объединений, их права и обязанности. Руководителям вручаются предупреждения о необходимости соблюдения не только Федерального закона «Об общественных объединениях», но и ГК РФ, избирательного законодательства. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др. Проведение таких мероприятий способствует улучшению взаимной информированности руководителей общественных объединений и Управления юстиции[24].

В ходе осуществления указанных мероприятий сотрудниками Управления юстиции принимаются меры по упорядочению деятельности общественных объединений. По инициативе Управления юстиции по состоянию на 1 июля 2001 г. 126 общественных объединений приняли решение о самоликвидации и исключены из Государственного реестра юридических лиц. В отношении 103 общественных объединений в суды направлены исковые заявления о признании их прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Все иски удовлетворены[25].

        Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

        Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

 Виды ответственности определены федеральными законами "Об общественных объединениях  и "О некоммерческих организациях". А также специальными законами для отдельных видов общественных объединений. В названных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут быть предупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующей организации. Так, на основании Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае, если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и настоящему Федеральному закону, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.

В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в определенном законодательством порядке.

На основании Федерального закона "Об общественных объединениях" их деятельности может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие органы данных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливать срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.

Приостановление деятельности межрегиональных, региональных и местных общественных объединений осуществляется судом соответствующего субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора данного субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом  "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ).

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законном порядке или не признаны судом не основанными на законе.

В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленных решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

При совершении общественными объединениями, в том числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
  Статья 239 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением, а также за участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганду таких деяний.


           



























Литература.

 

Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. N 1.


Жиганов Г. Контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений// Российская юстиция.  2000. №8.


Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке   

   соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных        

   объединениях» международно-правововым обязательствам Российской      

   Федерации»// "Российская газета", N 77, 22.04.99 г.



Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Российская юстиция. 1999. N 2.


Калинин Н.И. Законодательство об общественных объединениях требует совершенствования// Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2001. №10.


Лапаева В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов// Журнал российского права. 2001. №2.


Сидоренко Е. Правовое положение политических партий// Российская юстиция. 2001. №10.


Фомина С.В. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания// Гражданин и право.2000. N 1.

























Нормативно-правовые акты.

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. Официальное издание. -  М., 2001 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.
  3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ  "О политических партиях" №95-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., N 29, ст. 2950.
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о    религиозных объединениях" с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст.   4465; от 3 апреля 2000 г. №14. Ст.1430.
  5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст.148.
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
  7. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст.3340.
  8. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной     

        поддержке молодежных и детских общественных объединений"// Собрание        

         законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 27. ст. 2503.

  1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», с изменениями и дополнениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12 марта 2002 г.  // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая  1995. №21. Ст. 1930; от 19 мая1997 г. №20. Ст.2231; от 27 июля 1998 г. №30. Ст.3608; от 18 марта 2002 г. №11. Ст. 1018.

      10.  Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе                

           военнослужащих"// ВВС. 1993. N 6. Ст. 188.

11.  Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в ред. 21.06.1995 г. с изменениями и дополнениями от 17 июля 1997 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.// Российская юстиция. 1995. №11; СЗ РФ от 19 июля 1997 г. Ст. 3690; СЗ РФ от 26 июня 2000 г. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 51. Ст. 4834.

12   Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре

       Российской Федерации»// Информационно-правовая база «Консультант-                                    

       плюс».

13   Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях»//            Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839

14   Приказ Минюста Российской Федерации от 12 июля 2002 N 199 «Об утверждении форм           

     документов, применяемых при государственной регистрации Торгово -            

     Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной

      организации в качестве юридического лица»// "Российская газета", N 140,   

     от 31.07.2002 г.

15   Приказ Министерства юстиции  Российской Федерации от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов  документов, необходимых для государственной регистрации политической            партии и ее регионального отделения»// "Российская газета", N 153-154,     

      10.08.2001 г.

16   Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах

рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений»// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 21, 1997 г.

17   Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2001 N ГКПИ 2001-62 «Об  оставлении без удовлетворения жалобы Высотиной С.М. о признании незаконными абзацев 1,2 и 3 пункта 10 «Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденных приказом Минюста РФ от 06.10.1997 г. №19-01-122-97»// Информационно-правовая база «Консультант-плюс».

18   Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей          

ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. – М., 1997 г.

19   Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и  политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994 г.

          


                         

   





[1] "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994 г.

[2] Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. – М., 1997 г.


[3] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839

[4] Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. – М., 1997 г.

[5] Пакт о гражданских  и политических правах.

[6] СЗ РФ. 1995. № 21. ст. 1930

[7]  СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503

[8] СЗ РФ. 1995. № 33. ст. 3340.

[9] СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 148.

[10] СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 145.

[11] ВВС Республики Башкортостан. 1994. № 10. ст. 479.

[12] Ведомости Московской Думы. 1995. № 7. с. 9-27.

[13]  "Российская газета". N 140.  от 31.07.2002 г.

[14]  "Российская газета". N 153-154. от 10.08.2001 г.

[15]  "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". N 21. 1997 г.


[16] ВВС. 1993. N 6. Ст. 188.



[17] Российская юстиция. 1995. №11; СЗ РФ от 19 июля 1997 г. Ст. 3690; СЗ РФ от 26 июня 2000 г. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 51. Ст. 4834.

[18] Информационно-правовая база «Консультант-плюс».


[19] Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., N 29, ст. 2950.


[20] Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"». – М., 2001 г., стр. 56.

[21]Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"». – М., 2001 г., стр. 57.

[22] Сидоренко Е. Правовое положение политических партий.// Российская юстиция. 2001 г. №10, стр.15.

[23] Калинин М.И., заместитель начальника Управления Минюста по Рязанской обл. «Законодательство об общественных объединениях требует совершенствования»// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. №10. стр. 18.

[24]  Калинин М.И., заместитель начальника Управления Минюста по Рязанской обл. «Законодательство об общественных объединениях требует совершенствования»// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. №10. стр. 19.

[25] Там же. Стр.19.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.