Рефераты. Конституционно-правовой анализ республики Болгария

 

Внутренняя и внешняя политика.

      Республика Болгария поддерживает дипломатические отношения со 130 государствами. Является членом ООН (с 1955г.), а также 300 других международных и региональных организаций. Согласно Конституции Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны. Он обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.

     Во внешней политике был взят курс на «возврат» в Европу. Основной приоритет Болгария — интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Член ООН с 1955 года, а также многих других международных и региональных организаций и учреждений. 5.V 1992 г. Болгария принята в Совет Европы. С 1994 г. Республика Болгария является ассоциированный партнер ЗЕС. В 1995 Болгария стала ассоциированным членом ЕС, в декабре 1999 принята кандидатом в члены ЕС. В декабре 2002 на встрече лидеров стран ЕС в Копенгагене было заявлено о том, что Б. при дальнейшем выполнении критериев членства может стать членом ЕС в 2007.

29.Ш 1993 г. Республика Болгария подписала соглашение о свободной торговле с ЕАСТ, а 17.VII 1998 г. - с ЦЕАСТ. В ноябре 2002 Болгария получила приглашение к вступлению в НАТО. С апреля 2004 года - член НАТО. Болгария уделяет большое внимание Балканскому региональному сотрудничеству в рамках проекта «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе».

С 1995 г. - ассоциированный член ЕС. РБ является членом МВФ и МБРР, развивает сотрудничество с ЕБРР, в декабре 1996 г. принята в ВТО.


Текущая политика.

На парламентских выборах 25 июня одержавшая победу коалиция «За Болгарию», возглавляемая Болгарской социалистической партией (БСП), набрала 82 депутатских мандата из 240 и получила право сформировать новое правительство. Однако, хотя социалисты стали самой многочисленной фракцией в парламенте, утвердить правительство собственными силами они не смогли, поскольку для этого им требовалась поддержка как минимум ещё 40 депутатов. Правоцентристская партия Национальное движение «Симеон II», правившая до этого, отказалась вступать в правительственную коалицию с Болгарской социалистической партией, поскольку её лидер — бывший царь Болгарии Симеон II Сакскобургготский не был согласен уступить социалистам пост премьер-министра.После этого социалисты вступили в союз с партией турецкого меньшинства «Движение за права и свободы» (ДПС). Новая коалиция пользуется поддержкой 117 депутатов Народного собрания. 25 июля состав нового правительства меньшинства был представлен президенту Болгарии Георгию Пырванову. 26 июля специальное заседание парламента по утверждению правительства было сорвано оппозицией. 27 июля парламент 120 голосами против 119 утвердил лидера БСП Сергея Станишева на посту премьер-министра, но отказался утвердить состав правительства (117 голосов «за» и 119 — «против»). Таким образом, Станишев поставил рекорд — самый короткий мандат, 5 часов. Позже правительство все-таки было составлено при помощи так называемой «широкой коалиции» при участии как ДПС, так и Национального Движения «Симеон II». Настоящее правительство возглавляется опять Станишевым. Станишев окончил с отличием исторический факультет Московского государственного университета в 1989, а через пять лет защитил докторскую диссертацию. Мать Станишева — из СССР, родился он в Херсоне (Украина).

 

 

 

Партии.

В Народном собрании (парламенте) Болгарии представлены:

·                     Коалиция за Болгарию (8 партий: Болгарская социалистическая партия и другие),

·                     Национальное движение «Симеон Второй»,

·                     Движение за права и свободы,

·                     Новая демократия

·                     Коалиция «Атака»,

·                     Объединённые демократические силы (6 партий: Союз демократических сил и другие),

·                     Демократы за сильную Болгарию,

·                     Коалиция «Болгарский народный союз» (3 партий)

·                     Независимые

Описание Конституции Болгарии.


Конституция Республики Болгария принята Седьмым Великим Народным Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив таким образом болгарскую Конституцию 1971 года.

Конституция Республики Болгария состоит из краткой преамбулы и десяти глав, включающих 169 статей, а также имеет особый раздел “Переходные и заключительные постановления”. Структуру Конституции можно охарактеризовать как переходную;  только место прежних первых глав, посвященных общественно-политическому и общественно-экономическому устройству, занимает глава первая “Основные начала”. Вторая глава определяет конституционный статус граждан республики. В шести следующих главах (с третьей по восьмую) объединены нормы, регламентирующие формирование, статус, компетенцию и порядок деятельности органов государства. Девятая глава регулирует условия и порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, а также принятие новой конституции, в десятой главе содержатся нормы о символах государства (гербе, печати, флаге, гимне, столице).

Статья 5 устанавливает, что Конституция является верховным законом, и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеют непосредственное действие.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ.

Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария является республикой с парламентарным правлением (ст. 1-1), что она - правовое государство и управляется в соответствии с Конституцией и законами страны (ст. 4-1).

Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции. Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан в выборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.10).

Никакая часть народа, политическая  партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить осуществление народного суверенитета” (ст. 1).

Конституцией провозглашается принцип разделения властей: “Государственная власть в республике подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную” (ст. 8).

Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономные территориальные образования (ст.2). Эта же статья предусматривает наличие в республике местного самоуправления.

Конституция устанавливает (ст. 11) принцип политического плюрализма в организации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан. Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям (ст. 12).

Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности - частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17).

Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Ее основными целями являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка ( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат (ст. 5-4).

Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все граждане равны перед законом.

Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии, кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2).

Конституцией признаются и гарантируются личные, политические, экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст. 30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения - ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36 (является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова - ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41; избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь, на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на здоровую и благоприятную окружающую среду - ст.  55; право на защиту - ст. 56.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.