Рефераты. Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников p> Анализ соотношения специальной и общей жалоб позволяет более четко уяснить смысл ряда положений специальных норм об обжаловании. Так, в ст.
266 КоАП РСФСР* говорится: “Постановление районного, городского народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит”. Иными словами, установленный
КоАП порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях не распространяется на постановление судей. Значит, специальная жалоба на постановление судьи не допускается, но общая возможна. Сопоставление общей административной жалобы и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатам (ст. 250, 266 КоАП
РСФСР), а общая жалоба – каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной (ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР), а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специальной административной жалобы выступают вышестоящий орган ,круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены. В- пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания (ст. 270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, которая подается в соответствии со ст. 139, 141 Налогового кодекса РФ. На действие, бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на выдачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Из приведенных примеров, очевидно, что право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более короткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта может быть приостановлено. А в целом право на общую административную жалобу и дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средство защиты прав граждан.

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации. Они должны:

- разъяснять гражданам такое право;

- принимать и устные и письменные жалобы;

- работать с ними;

- информировать о работе с обращениями их авторов;

- систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

§4. Производство по административным жалобам граждан

Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно-процессуальных норм так и называется: “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии:

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять “на контроль”. Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия – принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения – главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан
– один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы
– со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия
(подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

- О полном удовлетворении;

- О частичном удовлетворении;

- Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

- О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

§5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти.
Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53
Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано:
“Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования”. Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния.

Глава II.

О работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации

Анализ поступившей в 1998 году корреспонденции свидетельствует о том, что изменение состава Совета Федерации после прошедших выборов руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов способствовало росту авторитета верхней палаты парламента. Граждане возлагают надежду на новое Правительство Российской Федерации и Совет
Федерации как на государственный орган, способный наиболее конструктивно влиять на экономику и общественно-политическую обстановку в стране. Более того, во многих обращениях выражается уверенность, что это влияние было бы гораздо эффективнее при наделении Совета Федерации контрольными функциями за деятельностью исполнительной власти.

Часть обращений (9,1%) содержала в себе предложения к законопроектам и изменению действующего законодательства, включая Конституцию Российской
Федерации. Особый интерес граждан был проявлен в отношении федеральных законов “О свободе совести и религиозных объединениях”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О ветеранах”, “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” и др. Серьезные претензии
(особенно от жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) были предъявлены к Федеральному Закону “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.

Из содержания поступившей корреспонденции следует так же, что социальная защита населения остается одной из острейших проблем государства. В каждом двенадцатом письме сообщалось о тяжелом материальном положении людей социально незащищенной группы, о низких размерах пенсий и их несвоевременных выплатах, об отсутствии финансирования на реализацию предусмотренных действующим законодательством льгот.

В течение всего года поступали тревожные сигналы о больших задержках в выплатах заработной платы, пособий, стипендий, денежного довольствия, компенсаций и других выплат.

В связи с деноминацией рубля, многими гражданами выдвигалось требование принять законодательный акт о сохранении дореформенных вкладов в имеющемся цифровом выражении. В письмах указывалось, что обеспечение сохранности денежных сбережений было гарантировано государством. В связи с чем ставился вопрос о необходимости юридического оформления порядка погашения внутреннего долга Российской Федерации по сбережениям граждан и организации выплат по обязательствам.

Почти в два раза по сравнению с прошлым годом возросло количество почты по вопросам государства и политики (12,1%). Продолжающаяся дифференциация доходов различных групп населения, многочисленные публикации о коррумпированности высокопоставленных чиновников и разбазаривании государственных средств – все это побуждает граждан высказываться об отсутствии в стране провозглашенных демократических и правовых принципов построения государства, о неисполнении своих обязанностей Правительством
Российской Федерации, о невыполнении Президентом России функций гаранта прав и свобод граждан.

С особой тревогой многие авторы писем обращали внимание руководства и членов Совета Федерации на продолжающийся спад производства, на развал промышленного потенциала страны. Недофинансирование отраслей промышленности, непомерные налоги, рост взаимных неплатежей, сокращение численности работающих на предприятиях, остановка высокотехнологичных предприятий – все это с болью за отечественное производство отражалось в письмах россиян. Также поступали возмущенные обращения трудовых коллективов о нарушения в ходе приватизации государственной собственности. Возрождение промышленного производства и подъем экономического потенциала страны абсолютное большинство авторов обращений видят в изменении курса проводимых реформ. Это нашло отражение в резолюциях митингов и собраний, проведенных в дни всероссийской акции протеста и в связи со знаменитыми историческими датами.

Значительная часть корреспонденции поступила от представителей агропромышленного комплекса. С большой тревогой работники сельского хозяйства писали о нарастающем диспаритете цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, о непомерно высоких ценах на энергоносители, материально-технические ресурсы, о сокращении реальной государственной поддержки. Эти факторы, а также низкая покупательская способность населения и явный приоритет импортных продуктов питания, по их мнению, приводят к деградации отечественного агропромышленного комплекса и ставят страну в продовольственную зависимость. Низкая оплата сельскохозяйственного труда, острота социальных проблем, безработица, разрушение инфраструктуры села – все эти проблемы были освещены в обращениях аграриев из различных регионов России.

Для выхода из создавшегося кризисного положения авторы обращений предлагали обеспечить в полном объеме выделение ассигнований, предусмотренных в бюджете, установить налоговые льготы предприятиям, поставляющим ресурсы для сельскохозяйственного производства, принять меры по развитию социальной сферы села и т.д. Письма тружеников агропромышленного комплекса, а также многих граждан, не связанных с сельским хозяйством, свидетельствуют об их негативном отношении к свободной купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения, требуют запретить это законодательным актом.

В Совет Федерации поступило большое количество почты по вопросам, входящим в компетенцию правоохранительных органов. При этом свои обращения к Совету Федерации корреспонденты мотивируют тем, что именно верхняя палата наделена правом утверждать высших руководителей Генеральной прокуратуры
Российской Федерации и Судов Российской Федерации, а, следовательно, несет определенную ответственность за эффективность работы этих структур власти. Одновременно в письмах поднимались многочисленные проблемы самих правоохранительных органов. Это несвоевременная выплата и несоответствующая уровню жизни заработная плата сотрудников судов, прокуратур, органов внутренних дел, задолженность государства по финансированию этих органов на оплату коммунальных услуг, почтовых расходов, вызов свидетелей и др. Такое положение дел в правоохранительных органах, по мнению авторов, приводит не только к увеличению сменяемости личного состава, но и к возможному сращиванию сотрудников правопорядка с организованной преступностью.

В 1998 году в Совет Федерации поступали обращения граждан об усилении влияния на деятельность средств массовой информации, о недопущении роста жилищно-коммунальных платежей без реального увеличения доходов населения, о финансировании системы образования в полном объеме и улучшении воспитания подрастающего поколения, о социальной защите военнослужащих и членов их семей и др.

Заключение

Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами – важное средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.

Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы. Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это все нельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. Непринятие мер, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву. Ведь все чаще в выступлениях граждан звучат политические требования: смена курса реформ, смена правительства, выбор нового Президента и т. д.

Список литературы

1. Нормативная литература

1. Конституция РФ. -М.: Юридическая литература. 1993.
2. Кодекс об административных правонарушениях. // Собрание Законодательства
РФ. 1995. №14. ст 1212.
3. Налоговый Кодекс РФ. -М. Издательство “Юрайт”. 1998.
4. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР. -М. Издательство “Инфра-М”. 1997.
5. Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР. -М. Издательство “Инфра-М”.
1999.
6. Гражданский Кодекс РФ. -М. Издательство “Юрайт”. 1999.
7. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года, в редакции
Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года и 2 февраля
1988 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №11. ст 192.
8. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный Закон РФ от 27 апреля 1993 года.
9. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция. // Собрание
Законодательства РФ. 1998. №20. ст 2143.

2. Специальная литература

1. Бахрах Д.Н. Адмитнистративное право. -М. Издательство “Бек”. 1997.
2. Бахрах Д.Н. Адмитнистративно-правовой статус граждан в России, учебное пособие. -Екатеринбург. 1998.
3. Овсянко Д.М. Адмитнистративное право. -М. Издательство “Юристъ”. 1997
4. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. -Ростов-на-Дону. 1997.
* Собрание Законодательства РФ. 1998. №20. ст 2143
* Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. №11. ст 192
* Собрание Законодательства РФ. 1995. №14. ст 1212.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.