Римское право
Конспект учебника Новицкого И.Б., 1993 + часть из лекций
1-3 вв. н.э. – классическое право (принципат), 3-сер.4вв. – абсолютная монархия
Предмет основ Римского права
Римское право = частное (интересы частных лиц) + публичное (интересы гос- ва).
Частное право (интересы частных лиц):
1) квиритское («квирит» - римлянин, старое римское, деление на плебеев и патрициев, ius civilus),
2) перегринское (ius gentium, только здесь был письменный договор, образовалось как право для чужестранцев, но после расширения Рима, естественно, стало сильно влиять на квиритское право, сер. 4в. –
Юстиниан – полное слияние квиритского (цивильного) и перегринского права),
3) преторское (магистров)
Публичное право (по статусу государства) – религиозное право, правовое положение жрецов, правовая политика магистратов (уголовное – в более поздний период)
Основные варианты норм права:
1) императивные нормы – не изменяемые частными договорами,
2) уполномочивающие нормы – «как договорятся» в частном праве,
3) диспозитивные (условно-обязательные ) нормы– «если не воспользовался правом выбора (составления завещания), то будет так-то».
Основные институты частного (гражданского) права:
1) собственность,
2) другие ограниченные права на вещи,
3) договоры и обязательства,
4) наследование,
5) учение об исках.
Причины большого значения Римского права (просуществовало 1000 лет):
- высокий уровень развития Рима (товарно-денежные отношения) и использование права самой передовой части империи – Афин,
- впитывание элементов права срезу нескольких стран (Греция, Египет,
Сирия),
- авторитет «живого права» римских юристов (38 чел., в т.ч. Папиниан,
Гай, Павел, Ульпиан, Модестин)
Характеристика старого римского права: плебеи и патриции; агнаты – все, кто живет под одной крышей (квази-родственники) имеют право на наследство данного домовладельца; вышедшая замуж женщина может стать «когнаткой» перейдя в другой дом – теряет право на наследство старого домовладельца (возможно исключение: женщина сохраняет право на часть наследства своего отца при наличии договора поручения между женщиной и ее мужем на управление ее имуществом и обязанностью женщины на 3 суток в год уходить из дома, при этом также имеется право на развод).
Источники Римского права
Понятие источника права: 1) откуда родилось (из каких отношений), 2) где его можно прочитать (обычное право, законы, постановления сената, эдикты магистратов), деятельность юристов), 3) откуда о нем знаем мы (кодификация Юстиниана, записи юристов, литература того времени, философские трактаты того времени).
Источники в плане «откуда взялось»:
1) обычное право – неписанное (т.е. юридические обычаи предков). Обычаи относились и к обычному обороту, и к жрецам («практики жрецов»), и к магистрам («обычаи магистратов»). Законы 12 таблиц – в основном на основе обычного права. После защиты государством становится законом (в императорский период обычное право становится неудобным: разнотипные территории со своими обычаями и более активный оборот требуют унификации),
2) законы Легес – постановления Сената, народных собраний, императорские конституции (эдикты – распоряжения населению по общим вопросам, рескрипты – решения по частным ходатайствам, мандаты – чиновникам, декреты – окончательные решения императора по частным спорам),
3) эдикты магистратов,
4) деятельность юристов.
В республиканском Риме законы – через общее собрание. В период принципата – через сенат, подконтрольный императору. В императорский период – через распоряжения императора (конституции)
Термин «эдикт» - с республиканского Рима: эдикты преторов по гражданским делам и магистратов – по торговым делам. Эдикты были обязательны для самих магистратов. Основной подход: «закон творит народ, преторы и другие магистраты не могут ни вводить новый закон, ни отменять старый – они лишь трактуют, применяют при разрешении споров и конкретизируют «дыры». Однако право трактовки позволяло эдиктами фактически изменять цивильное право, не меняя его формально через защиту претором новых отношений и незащиту цивильных правил. Отсюда – существенное развитие цивильного права преторами и перерастание его в преторское право, которое просуществовало (пусть под контролем императора, с правом внесения им изменений) до Юстиниана (4в.н.э.).
Юристы (жрецы, понтифы) – правотворчество на основе их личного авторитета (без законодательных официальных полномочий) в период 1-3вв., т.е. в период принципата, классического права. Естественно, юристы проводили политику правящего класса, поэтому власти стало удобно признавать решения юристов и их обязательность для судьи. Институции – учебники юристов. Живое право юристов с 4 в. приходит в упадок, т.к. введены официальные должности юристов при императоре С 5 в. вводится обязательное формальное цитирование работ юристов при решении споров и вынесение решений именно на основе формальных цитат – о «живости» (т.е. творчестве при применении общих принципов к конкретным делам) уже речи не идет.
Кодификации
Кодификации (объединение и систематизация норм права):
1) с 5 в. до н.э. – законы 12 таблиц (простота, логичность, требования их знать с 6 лет),
2) 3-4вв. – конституции – попытки частных лиц обобщить правовые нормы из указов императоров,
3) 5 в. – Феодосиев кодекс из 16 книг – первая официальная императорская кодификация (неудачная),
4) 6 в. – кодификация Юстиниана – обобщение не только императорских указов, но и сочинений классиков (5 в. – разделение Рима на Римскую и
Византийскую части, 6 в. – тенденции к объединению). Основная задача кодификации Юстиниана – укрепление власти императора.
Кодификация Юстиниана («сводом нового гражданского (цивильного) права»): с 528 по 534гг. обнародованы:
1) первый свод императорских законов (полностью заменен кодексом 50 решений),
2) «Дигесты Юстиниана» (сборники трудов юристов за всю прошедшую историю,
50 томов, более 1000 законов, по всем отраслям права, перевод существует в наши дни),
3) институции (учебник по праву из 12 книг на основе институций Гая – одного из пятерки ведущих юристов прошлого, в Бейруте и
Константинополе создаются юридические школы, изучающие превые 3 года
Дигесты и Институции),
4) «Кодекс 50 решений» (прогресс в плане разрешения многих спорных вопросов, отмена устаревших процедур, например, отмена манципации, т.е. передачи средств производства, включая рабов, через торжественный обряд),
5) Позднее к Дигестам, институциям и Кодексу добавились Новеллы (новые законы, отразившие слияние патрициев и плебеев в нобилей). В они применялись до 10 в. в Восточном (Византийском) Риме. В Западном Риме всё это время применялись сборники отдельных королевств (законы Легес) и практика юристов, и лишь в 11 в. узнали о Дигестах.
Гражданский (легисакционный, виндикационный) процесс.
«Легисакционный» - от «закон» (действие законным образом, не прибегая с самосуду). «Виндикационный» - от палки («vindicta»), накладываемой на спорную вещь тем, кто считает, что имеет на нее право (если речь шла о недвижимости или земле – приносили кусок земли, черепицы). Основная идея – соответствие претензии и иска букве закона.
Стадии процесса:
1) in jure (заявления истца и ответчика: кто претендует на спорную вещь с наложением палки; если в ответ на заявление истца «это мое» ответчик молчит или соглашается, то процесс завершен; роль магистрата – выслушивание, отдельные реплики, контроль ритуала: тем, у кого вещь остается до конца процесса, должны быть названы поручители или внесен залог),
2) in judicium (предоставление сторонами свидетелей, претор (судья) выбирает по соглашению со сторонами присяжного судью, который и анализирует доказательства, свидетельства и возражения ответчика
(эксцепции) и выносит окончательное решение – именно он, а не претор). После in jure, независимо от реального исхода дела, повторный иск того же истца по тому же делу был невозможен. Весь процесс – в течение одного дня.
Впоследствии процесс стал «формулярным» (появился сначала в перегринском праве):
1) упрощенная процедура заявления иска, отсутствие обрядностей,
2) претор вручает истцу «формулу» - записку, адресованную судье, где были указаны назначенный судья, если необходимо – суть отношений истца и ответчика, условия удовлетворения иска и условия отказа в удовлетворении, возможность вынесения решения о компенсации ответчику, если иск верен, но вещь неделима и ее присуждение истцу требует такой компенсации
3) право претора не руководствоваться точными словами закона: возможность защищать новые отношения и не защищать формально законные старые,
4) присуждение по иску содержалось в «формуле» в денежной форме, т.е. фактически одно обязательство после суда заменялось на другое. Излишнее требование истца или преждевременность иска, или заявление иска не в том месте приводили к отказу в удовлетворении всего иска. Повторный иск по-прежнему невозможен. При отказе ответчика исполнить нечто вроде нашего исполнительного листа при невозможности подтверждения своих возражений – производилось взыскание в двойном размере, в том числе через арест до уплаты долга или через взыскание имущества (через публичные торги).
Условия защиты исков содержались в Эдиктах претора – т.е. фактически сведения о завершившихся судах стали единственными моментами, по которым можно было бы судить об отсутствии или наличии права на какую-то вещь.
Экстраординарный процесс
Экстраординарный процесс – разбор дела представителем власти (начальниками городской полиции Рима и Константинополя, правителями провинций, муниципальными магистратами; иногда - императором). Уже ранее, наряду с легисакционным процессом существовала практика разрешения магистратом спора без передачи его на рассмотрение присяжному судье. Позднее такой подход использовался и вместо формулярного процесса. К концу 3 в. экстраординарный процесс становится основным и единственным ввиду недоверия властей к даже «якобы» выборным судьям.
Процесс закрытый, только стороны, выносящий решение и особо важные персоны. Неявка истца – прекращение дела. Неявка ответчика – заочное рассмотрение. Хотя судебное решение по-прежнему сразу вступает в законную силу, но есть возможность апелляции (на решения правителя провинции – начальнику императорской гвардии, на его решения и на решения начальника городской полиции – императору). Решение императора имело силу закона. Приведение в исполнение – силой гос. власти, если ответчик не выдавал вещь добровольно в течение 2 месяцев (в том числе продажей имущества несостоятельного должника).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10