Рефераты. Концепция разделения властей и ее реализация в структуре современного государства

Осложняющим фактором, безусловно, является неопределен­ность цели движения общества, что выражается в отсутствии чет­кого и публично провозглашенного курса реформ как в социаль­но-экономическом, так и в политическом плане. Каков будет или должен быть характер власти в России? На этот вопрос ответа все еще нет.

Логика исторического опыта требует признать необходимость утверждения буржуазной по характеру власти. Именно буржуазия во всех странах возглавляла борьбу за утверждение принципа раз­деления властей. В нашем случае еще только идет процесс фор­мирования буржуазных слоев, большинство же общества, которое в современных условиях должно составлять средний класс т.е. самую массовую социальную базу стабильной и демократической власти, за последние несколько лет разорено и не играет серьез­ной роли в политической жизни страны.

Таким образом, до тех пор пока не будет решен в ходе обще­ственной борьбы и в порядке общественного консенсуса не при­нят вопрос о характере общественного строя и власти в России, нельзя будет продвинуться по пути утверждения современной и демократической системы государственной власти в законченной форме.

Еще одной предпосылкой и условием утверждения и успеш­ного функционирования системы разделения властей является формирование правового государства. И здесь с сожалением приходится констатировать факт неподготовленности общества для решения задачи реализации принципа разделения властей. Распад союзного государства, ускоренный демонтаж существовавшей об­щественной системы привели практически к возникновению пра­вового вакуума, более того - правового беспредела в стране. И без того низкая правовая защищенность граждан и производите­лей, присущая прежней системе, сегодня отсутствует вовсе. Неоп­ределенность характера общественного строя и политической власти препятствует формированию устойчивой правовой базы общества, разоружает судебную ветвь власти и делает ее заложни­цей политической конъюнктуры. Для утверждения и эффективно­го функционирования механизма разделения властей, таким обра­зом, совершенно необходимо сформировать сильную и независи­мую судебную власть, способную утвердить в обществе верховен­ство закона.[10]

Самым мощным препятствием на пути проведения реформ всегда были и остаются господствующие в обществе культура и традиции. К России этот вывод относится едва ли не в большей степени, чем к другим странам. Сохраняющее в основе своей приверженность традиционалистскому типу культуры российское общество весьма "туго" поддается каким-либо преобразованиям. Вспомним, что практически все попытки реформ, предпринимав­шиеся в истории нашего государства, в конечном итоге заканчи­вались крахом. Не учитывать столь печальный опыт отечествен­ного реформаторства при создании новой политической системы недопустимо.

Формирование же и функционирование политической систе­мы, основанной на разделении властей, невозможно без форми­рования новой политической элиты. Однако реальность такова, что в ходе общественных катаклизмов последних лет был доволь­но быстро и основательно разрушен механизм отбора и выдвиже­ния кадров политических деятелей, взамен же ему до сих ничего не создано. Конечно, для плюралистической политической систе­мы не подходит тот механизм политического выдвиженчества, ко­торый господствовал в стране несколько десятилетий. Но и новый скоро вряд ли сложится. Выдвиженцы "демократической волны" в массе своей проявили весьма низкие профессиональные качества и уровень политической культуры. Поэтому в ближай­шие годы мы обречены на то, что решать задачи формирования системы разделения властей придется при самом активном учас­тии старой элиты. В этом одно из самых серьезных противоречий и трудностей проблемы.

Наиболее оптимальным средством утверждения принципов разделения властей в организации политической власти было бы не сокрушение до основания прежних политических структур, а постепенная, но последовательная их эволюция на основе пере­смотра решаемых задач и компетенции, а также безусловного по­вышения эффективности их деятельности.

Одним из центральных и вместе с тем самых сложных явля­ется вопрос о той модели политического механизма, основанного на принципах разделения властей, который может утвердиться в России. Естественной первой реакцией на возникновение этого вопроса стали обращение к зарубежному опыту и попытка подо­брать там подходящую модель.

Предложенная Президентом РФ и одобренная на референду­ме новая Конституция РФ страны утвердила выбор в пользу француз­ской, смешанной модели разделения властей, хотя и с использо­ванием (в особенности в части методов действия) некоторых эле­ментов немецкой. Стремление максимально усилить президент­скую власть и ограничить полномочия законодательной является закономерным следствием разрешения конфликта в пользу прези­дентских структур, причем разрешения его силовыми методами. Однако вряд ли можно признать окончательным такое решение проблемы.

Во-первых, сформированная система федеральных органов власти нуждается еще в подкреплении структурами местного самоуправления, персональный состав которых, и в особенности поведение, будет весьма трудно предсказывать и уж тем более контролировать из центра.

Во-вторых, в обществе остаются, хотя и значительно ослабли, социальные силы, которые не принимают данную Конституцию и ставят своей задачей добиваться ее отмены.

В-третьих, первооснова политического конфликта - социаль­но-экономический кризис - сохраняется и даже углубляется, что предвещает длительную полосу социального противостояния и борьбы.

Какая модель организации  и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей утвердиться, в конце кон­цов в России, - на этот вопрос ответят только реальная полити­ческая практика и время.



Заключение

 

В заключение отметим особенности, присущие концепции разделения властей. Следует отметить, что принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству. Ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

Для фактического осуществления принципа разделения властей необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.

Наука теория государства и права изучает и анализирует различные варианты реализации концепции разделения властей.

Реальная проблема и трудность современной политической практики состоят в том, как осуществить процесс преоб­разования политической системы с учетом требования современ­ных мировых тенденций, задач, стоящих перед российским обще­ством, а также его особенностей и традиций. Для практической реализации каких-либо моделей, сконструированных с использо­ванием опыта зарубежных стран, следует отдавать себе отчет в необходимости для этого определенных условий и предпосылок. Ведь далеко не всякие обстоятельства гарантируют эффективность и демократизм политических институтов и механизмов при их переносе из одной страны в другую.

Если проанализировать, опираясь на опыт Запада, те условия и предпосылки, которые существуют в современной России для организации власти на принципах разделения властей, то придет­ся признать весьма сложную и противоречивую ситуацию.



Список литературы:

1.     Алексеев С.С. Теория государства и права М.: Норма, 2004

2.      Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. № 8. С. 19 – 23.

3.     Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2004

4.      Глушко Е.К. Разделение властей и парламентаризм. М.: ИГАПАН, 1992

5.     Коваленко А. И. Общая теория государства и права. М.: Теис, 1996

6.     Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1995

7.     Лебедева Т.П. Разделение властей и политические партии // Власть. 2004. № 9. С. 75 – 78.

8.     Левакин И.В. Философско-правовые и исторические основы, и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика. 2004. № 9. С. 18 – 22.

9.     Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2004

10. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина М., 1996

11. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004

12. Разделение властей: история и современность  / Под ред. Марченко М.Н. М.: Юрайт, 2004

13. Сырых В. М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2002

14. Теория государства и права / Под ред. Лазарева, М.: Новый юрист, 1997

15. Теория государства и права / Под ред. Манова М.: БЕК, 1995

16. Теория государства и права/ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько, М.: Юристъ, 2001

17. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль, 2002

18. Швецов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, 2004

19.  Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.С. 2 – 5.

20. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современного государства. М.: Юридическая литература, 1995


[1] См.: Теория государства и права / Под ред. Манова М.: БЕК, 1995

[2] См.: Левакин И.В. Философско-правовые и исторические основы, и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика. 2004. № 9. С. 20.

[3] См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2004

[4] См.: Разделение властей: история и современность  / Под ред. Марченко М.Н. М.: Юрайт, 2004

[5] См.: Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1995

[6] См.: Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. № 8. С. 21.

[7] См.: Швецов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. М.: Полиграф Опт, 2004

[8] См.: Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.С. 4.

[9] См.: Разделение властей: история и современность  / Под ред. Марченко М.Н. М.: Юрайт, 2004

[10] См.: Глушко Е.К. Разделение властей и парламентаризм. М.: ИГАПАН, 1992


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.