Рефераты. Качества, которыми должен обладать Государь по книге “Сиясат-наме”

Низам ал-мульк слишком много трудов, и большую часть своей жизни посвятил созданию и укреплению сельджукидского государства. И когда Малик-шаху однажды пожаловались на недостойное поведение сана Визиря, которого тот поставил правителем Мерва, Низам ал-мульк посчитал, что не обязан извинятся за это перед государем, ответив на это обвинение довольно в резкой форме. Султан был очень рассержен, но каких-либо шагов не предпринял. Но когда он находился в поездке в Багдад в 1092 году и в его свите находился так же и Визирь. По дороге какой-то человек в суфийской одежде под предлогом вручения просьбы или жалобы приблизился к Низам ал-мульку и нанес ему ножевое ранение, в результате которого 15 октября 1092 года он умер.

Как выяснилось, убийца принадлежал с исмаилитским федаинам. Существует предположение, что Низам ал-мульк был убит по поручению самого Малик-шаха, либо его окружения. Тем более, что сам Султан по неизвестным причинам скончался спустя месяц в Багдаде. И после его кончины ходили слухи, что его отравили, в отметку за убийство Визиря.

Тело Низам ал-мулька было привезено в Исфаган и там похоронено. Однако, по сведениям некоторых источников, прах его вскоре был перевезен в Нишапур, где  постоянно жила его семья и там предан земле. 

Некоторые историки изображают Низам ал-Мулька чуть ли не борцом за благо народа. Таким он, конечно, никогда не был. Если некоторые из его мероприятий и ограничивали произвол военачальников и феодалов, если он и заботился о создании медресе, то все это делалось для того, чтобы укрепить могущество Сельджукидов, увеличить поступление доходов в государственную казну.[2] Низам ал-Мульк принимал также меры к развитию внешней торговли, добиваясь отмены тормозивших ее чрезмерных пошлин.

Низам ал-мульк был ревностным сторонником организации высших богословских учебных заведений – медресе. Такие учебные заведения получили в честь этого государственного деятеля название “Низамия” они были открыты во многих городах, в том числе и в Багдаде.








Перечень глав


Книга Низам ал-мулька “Сиясат-наме” (“Книга об управлении государством”) состоит из пятидесяти одной главы. Первоначально автор написал тридцать девять глав, но позже добавил еще, и дополнил существующие интересными рассказами из его жизни, и легендами.


Глава первая: О делах людей и времени.

Глава вторая: О благодарности государей за благодеяния всевышнего.

Глава третья: О разборе государем обид, право-судности и упражнении в добром житии.

Глава четвертая: Об амилях, о постоянном разузнавании дел вазиров и гулямов.

Глава пятая: О мукта, о разузнавании, как они обращаются с народом.

Глава шестая: О казиях, хатибах, мухтасибе и успешности их дел.

Глава седьмая: О разузнавании о делах амиля, казия, шихнэ, раиса и условиях управления.

Глава восьмая: О разузновании и осведомлении, о делах веры шариата и тому подобном.

Глава девятая: О мушрифах и достатке их.

Глава десятая: О сахиб-хабарах и о совершении мероприятий по делу царства.

Глава одиннадцатая: О почтении к приказам его величества.

Глава двенадцатая: О посулке гулямов со дворца по важным делам.

Глава тринадцатая: О посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государтсва и народа.

Глава четырнадцатая: О постоянном рассылании скороходов и птиц.

Глава пятнадцатая: О проявлении внимания к приказам в опьянении и в трезвом состоянии.

Глава шестнадцатая: О приближенном вакиле и успешности его дела.

Глава семнадцатая: О надимах, о приближенных и о порядке их дел.

Глава восемнадцатая: О совещаниях государя о делах с учеными мудрецами.

Глава девятнадцатая: О муфридах, об их содержании, снаряжении, порядке дел и обстоятельсвах.

Глава двадцатая: О распорядке в отношении оружия, украшенного драгоценными камнями, во время государева приема.

Глава двадцать первая: Относительно послов и их дела.

Глава двадцать вторая: О заготовлении фуража на остановках.

Глава двадцать третья: О ясности в имущественном состоянии всего войска.

Глава двадцать четвёртая: О содержании войска всякого рода.

Глава двадцать пятая: О пребывании заложников и содержании войска разных племен при дворе.

Глава двадцать шестая: О необходимости иметь на службе туркмен на положении гулямов, тюрок и тому подобных.

Глава двадцать седьмая: О неутруждении рабов во время службы и распорядке их дел.

Глава двадцать восьмая: Относительно государевых приемов для приближенных и для всех.

Глава двадцать девятая: О распорядке собрания для винопития и правилах его.

Глава тридцатая: О порядке стояния рабов во время службы

Глава тридцать первая: О нуждах и требованиях войска, о службе свиты.

Глава тридцать вторая: Об устройстве убранства, оружия и снаряжения, боевого и походного.

Глава тридцать третья: О выговорах высокопоставленным в случае ошибок и проступков.

Глава тридцать четвертая: Относительно дела стражей часовых и привратников.

Глава тридцать пятая: О добром устройстве стола и распорядке его у государя.

Глава тридцать шестая: О вознаграждении достойных слуг и рабов.

Глава тридцать седьмая: О мерах предосторожности по отношению к икта и мукта и делах народа.

Глава тридцать восьмая: О неторопливости государя в делах государства.

Глава тридцать девятая: Об эмир-и-харас, ликторах и об орудиях наказания.

Глава сороковая: О милостях государя к божьему люду и о следовании правилам во всяком деле и обычае.

Глава сорок первая: О значении титулов.

Глава сорок вторая: О том, чтобы не приказывать двух должностей одному человека, а приказывать таковые не имеющим дела, не оставлять их обездоленными, о предоставлении их людям с чистой верой, достойным, а маловерам и плоховерам должностей не давать, от себя удалять.

Глава сорок третья: Относительно женщин; о соблюдении чинов и глав войска и начальствующих.

Глава сорок четвёртая: О выявлении дел еретиков, явлющихся врагами царя и ислама.

Глава сорок пятая: О проявлении Маздака, его вероучении, как произошло его убиение Нуширваном Справедливым.

Глава сорок шестая: О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута.

Глава сорок седьмая: О появлении карматов и батинитов в Кухистане, Ираке и Хорасане.

Глава сорок восьмая: О выступлении батинитов в Хорасане и Мавераннахре.

Глава сорок девятая: О сохранности казнохранилища, о соблюдении правил и порядка в нем.

Глава пятидесятая: О даче ответов, о проведении дел челобитчиков и свершении правосудия.

Глава пятьдесят первая: О наблюдении за отчетностью владения и порядке и способе ее.













Краткое содержание глав,

посвященных качествам царей

 

В “Сиясат-наме” определены также некоторые требования, которые предъявляются к правителям. Так, правитель должен быть физически вполне здоровым, справедливым, сильным духом и разумом, почитателем науки и знаний, храбрым и т.п. Рассматривая каждое из этих качеств, Низам ал-мульк приводит массу примеров из жизни древних персидских царей – Джамшеда, Ануширвана, Йаздигурда и других. Он отмечает: если правитель не обладает положительными качествами, то в стране обязательно возникнут беспорядки, разлад в обществе, насилие, преследования, грабежи. Положительные качества должны быть и у окружения сутана, ибо без этого не возможно процветание страны. Все приказы и указания правителя должны беспрекословно выполняться, в случае промедления виновник должен понести суровое наказание.

Низам ал-мульк на основе своих личных наблюдений, изложенных на страницах “Сиясат-наме”, советует правителям, чтобы они дважды в неделю самолично  и непосредственно выслушивали народ, так как чиновники, ответственные за разбор жалоб и заявлений, не всегда точно и беспристрастно передают их содержание государю.3  В качестве примера он приводит рассказ о справедливом эмире Исмаиле Самани, у которого “был такой обычай: и дни, когда холод был особенно сильный, а снегу много, он в одиночестве садился верхом на коня, выезжал на площадь и, сидя верхом на коне, был там до полуденного намаза. Он говорил: “Может, кто из челобитчиков идет ко двору, имея нужду, а у него нет ни пропитания, ни места, где остановиться; по причине сего и ветра он не сможет нас увидеть, затруднительным покажется ему добраться до нас, а когда узнает, что мы находимся здесь, подойдет, представит свое дело и уйдет с миром”.[3]



Очень много ценных советов даёт автор государям государства, и в разных главах своей книги, каждая из которых посвящена определённому вопросу, он указывает на то, как нужно поступать мудрому правителю в той или иной ситуации.

Во второй главе Сиясат-наме Низам ал-Мульк напоминает государям о том, что им “надлежит блюсти божье благоволение”,[4] но самое главное справедливо управлять людьми т.к. лишь их благодарные молитвы могут принести счастье его государству: “царство держится при неверии и не держится при притеснении и насилии”.[5] Владыка не должен забывать, что после смерти он должен будет держать ответ не только за дела, творимые им самим при жизни, но так же и дела которые свершались в его государстве: “Владыка мира должен знать – что в тот великий день от него потребуют ответа за всех тварей, бывших под его приказом”.[6] Правителю самому следует заниматься делами своего государства, не перекладывая это на плечи другого.

Рассказ относительно этого: Говорят, что Абдаллах сын Омара ал-Хаттаба – да будет над ними обоими божье благословение! – спросил у своего отца, уходившего из этого мира: “Когда я увижу тебя, отец?” Сказал: “На том свете”. Скзал: “Хочу скорее”. Сказал: “В первую во вторую или в третью ночь увидишь меня во сне”. Прошло двенадцать лет, и он его не видел во сне. Через двенадцать лет он увидел его во сне и сказал: “О отец! Не говорил ли ты, что увижу тебя через три ночи”. Сказал: “Я был занят. В окрестностях Багдада разрушился мост; мои смотрители не обратили внимание на это; у одного барана нога провалилась в дыру и сломалась – до сего времени я держал за это ответ”.7

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.