Рефераты. Избирательные системы

Здесь возможны различные вари­анты.

При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке распо­лагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависи­мости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдель­ным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются канди­датам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кан­дидата, которому  отдает предпочтение. Соответственно, ман­дат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков пред­почтения.

Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для не­го наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может вы­разить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуаль­ная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуаль­ными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

По каждому списку, получившему мандат, избранным счита­ется кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

Очень сложной с точки зрения механизма распределения ман­датов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от раз­личных партий. Таким образом, избирателю предоставляется воз­можность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.[8]

Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

- во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удель­ный вес мандатов;

- во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная сис­тема дает возможность всем политическим организациям, поль­зующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мне­ний различных слоев населения при принятии решений.

Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округе может зара­нее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, факти­чески, небольшие партии шансов на получение мандатов. В дан­ном случае большая избирательная квота выполняет роль «за­градительного барьера».

Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, ре­ально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказы­ваются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического по­тенциала пропорциональной системы возможно лишь при макси­мальном укрупнении избирательных округов и выборе оптималь­ной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся мно­гопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь фор­мирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.




Смешанная избирательная система

 

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различ­ных вариациях.

Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропор­циональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депута­тов парламента избирается в избирательных округах по предло­жениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый - для выборов депутата в од­номандатном округе, второй - для голосования за партийный спи­сок.

Избранным в округе считается кандидат, набравший наиболь­шее число голосов. При равном количестве голосов вопрос реша­ется жеребьевкой.

Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной схеме. Для этого подсчитываются вторые голо­са избирателей, поданные за каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за кандидата, собравше­го в избирательном округе наибольшее число первых голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть одно­временно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из общего числа депутатов, установленного для выборов в Бунденстаг, вычитается число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест, умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на территории выборов, делится на общее число вторых голосов, подан­ных за все учитываемые земельные списки.

Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него остающихся целых чисел. Затем места распре­деляются между земельными списками в порядке убывания до­лей чисел, полученных в результате первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на который выпало бо­лее половины всех поданных вторых голосов, получает не более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по долям, выделяется еще одно место.

По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им воз­можность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.

В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе.

В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллоти­рования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распреде­ляются среди тех, кто включен в партийные списки. В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избра­ния одновременно по партийному списку и в индивидуальном по­рядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кан­дидатуру индивидуально.

Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка меж­ду двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосо­вания.

Остальные депутатские мандаты распределяются между пар­тийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).

В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая - по пропорциональной системе.

         Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливать­ся к ситуации в стране смешанную избирательную систему при­меняют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального пред­ставительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов изби­раются по мажоритарной системе относительного большинства.

Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства учреждаются до пяти полиноминальных изби­рательных округов в стране.

При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:

а) система минимального представительства;

б) система первоочередной пропорциональности.

При системе минимального представительства процесс распре­деления мандатов состоит из следующих элементов:

а) минимального процента - партия, набравшая в полиноми­нальном избирательном округе как минимум 5% поданных голо­сов, получает одно депутатское место;

б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натураль­ное частное путем деления поданных голосов на число оставших­ся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столь­ко мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в коли­честве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неис­пользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понима­ется самый большой остаток голосов, получившийся после рас­пределения мандатов посредством натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий:

а) ректифицированного частного - ректифицированным част­ным является результат, полученный от деления поданных по по­линоминальному округу голосов на число подлежащих замеще­нию депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укла­дывается один или два раза, передаются соответствующие ей де­путатские мандаты;

         б) частного от суммирования остаточных голосов - число го­лосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полу­ченное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:

         в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система, применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?

Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест.

Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Но есть одно из наиболее ценных ка­честв, присущих большинству этих вариаций, - возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать пар­тийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает политические партии монополии на право выдвиже­ния кандидатов.

Уделение столь пристального внимания избирательным системам в рамках данной работы не случайно. Российское избирательное законодательство находится сейчас в стадии не просто развития, а кардинального обновления, обусловленного происходящими в обществе процессами. Совершенствование избирательного законодательства не ограничится принятием соответствующих законов, оно будет продолжать развиваться и изменяться. И именно избирательные системы являются наиболее тонкими индикаторами реальных политических процессов, а потому введение их в нашу практику требует тщательной продуманности и осмотрительности. Однако продолжим рассмотрение институтов избирательного права, в частности, одного из наиболее сложных и, в какой-то мере, щепетильных - порядка финансирования выборов.








ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ



Как уже отмечалось, избирательные системы демократических государств имеют регулируемый специальными законами порядок их финансирования. Преследуется задача сделать равными возможности различных партий и кандидатов. В этих целях предусматривается, чтобы источники финансирования были известны, взносы ограничивались разумными пределами и др. Современная российская избирательная система имеет ряд нормативов в части финансирования избирательных кампаний. Они финансируются из средств, выделенных избирательной комиссией, из средств политических блоков или кандидатов, а также из доходов различных организаций и отдельных лиц. При этом пожертвования отдельных лиц и организаций в предвыборные фонды кандидатов и блоков не могут превышать сумму, равную соответственно 20 и 30 минимальным окладам. Пожертвования же организаций – 200 или 20000 минимальных зарплат соответственно (данные на 1993 год).


Однако в ходе предвыборной кампании, как свидетельствуют сообщения в средствах массовой информации, должный контроль за  поступлением денежных средств не осуществляется. Отмечаются другие недостатки, например, отсутствие четких и обстоятельных программ у кандидатов в депутаты.


Несмотря на все указанные недостатки, можно сделать вывод, что новая наша избирательная система стартовала. Она в достаточно полной мере учла опыт избирательных систем зарубежных демократических государств. Напомним, что становление и совершенствование избирательных систем – очень сложный процесс. Достаточно известны трудности, которые в этом процессе испытывают Италия, Бельгия и др., вспомним также, сколько раз в последние десятилетия трансформировались избирательные системы Франции, Германии. Разумеется, совершенствование всё ещё.




Во-первых, выборы в законодательные органы власти только по одномандатным округам приведут к тому, что во многих случаях будут одерживать победу те, кто имеет большие деньги (это и олигархи, их ставленники, «новые русские» и даже представители преступного мира). Кандидат, не располагающий такими финансовыми возможностями, может соперничать, опираясь только на политическую партию, политическое движение или блок.

Во-вторых, снижение 5-процентного барьера прохождения представителей политических партий неизбежно приведет к многочисленной и пестрой структуре законодательных органов, что существенно увеличит их нестабильность. На это уйдет огромное количество времени, будет трудно создать устойчивые парламентские блоки. При этом, на наш взгляд, не очень убедительными являются доводы лидеров мелких партий и движений, что нарушаются права граждан, которые голосуют за их кандидатов. Такой подход очень похож на тот, что был во времена СССР, когда в Верховный Совет выдвигали одну или несколько доярок, шахтеров, писателей и т.д. Опыт многих стран Запада показывает, что стабильность политической системы заключается не в том, чтобы любой партии (по численности и популярности) были искусственно созданы условия для завоевания одного-двух мандатов, а в том, чтобы большинство в парламенте было за представителями крупных партий с солидным политическим опытом управления государственными делами по обеспечению прогрессивного развития общества.




[1] Основы избирательного права; Н.Э. Шишкина; Иркутск – 1998г.

[2] Конституционное право зарубежных стран; В.Е. Чиркин; Москва, Юристъ 1999г.

[3] Политология: Учебное пособие/Под ред.  проф. Г.В. Полуниной. – М.: «Акалис»,  1996.

[4] Конституционное право зарубежных стран; В.Е. Чиркин; Москва, Юристъ 1999г.

[5] Конституционное право зарубежных стран; В.Е. Чиркин; Москва, Юристъ 1999г.

[6] Закон Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан»№ 414 – XII от 18 ноября 1991 года


[7] Конституционное право зарубежных стран; В.Е. Чиркин; Москва, Юристъ 1999г.

[8] Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М., ИТРК РСПП, – 1997


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.