Рефераты. История государства и права России (полный курс) p> Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю.
Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из "слуг под дворским" при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить новые земли, крестьян. Влияние дворянства росло по мере уменьшения влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать землю у монастырей, чтобы раздать ее помещикам, но эта попытка терпит крах.

Крестьяне. Сельское феодально-зависимое население именовалось сиротами.
В XIV в. этот термин постепенно вытесняется новым - крестьяне (от
"христиане"), хотя наряду с ним употребляется и такой, как "смерды".
Крестьяне делились на две категории - чернотяглых и владельческих.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных еще какому-либо феодалу. Эта категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне проживали в домениальных владениях великих и удельных князей. В XV в. происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле и закрепощение владельческих.

Установление феодальной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Но крестьяне имеют еще право перехода от одного владельца к другому. От таких крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными землевладельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы - это люди, исстари живущие у того или иного феодала несшие обычные феодальные повинности, а также тягло в пользу государства
Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян свои вотчины и поместья. Новопорядчик освобождался от государственног тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Порою новопорядчики получал от нового хозяина подмогу или ссуду. Они могли перейти к другому феодала лишь расплатившись с прежним. Если новопорядчик много лет проживал на одних и тех же землях, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала "серебро", т.е. деньги в долг и обязанные отработав его.
Расплачиваться с долгами было зачастую трудно из-за высоких процентов
.Серебряник до уплаты долга не мог сменить хозяина.

Одной из групп зависимых людей были половники - бедняки, не имевшие собственной запашки. Они пахали господскую землю, отдавая за пользование ею половину собранного урожая.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли которые получали у феодала жилище, а иногда и нетяглую (не облагаемую налогами) землю. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, которые жили на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что отныне крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое.

Холопы. Татаро-монгольское иго привело к сокращению численности холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение.

Холопы подразделялись на несколько категорий. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников и землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда.
Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По
Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю.
С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Освобождали своих холопов и монастыри.
Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.

В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различались страдники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных с ними по положению, - кабальи люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Должник должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости (детинце) жили преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "черному" люду.

Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, своими хозяйственными интересами связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Экономический подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торговлю с Крымом (с Сурожем -Судаком).
Несколько ниже стояли суконщики - торговцы сукном.

4.3. Политический строй

Форма государственного единства. Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, заняв "стол" великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, что давало ему экономические преимущества перед братьями. К тому же он вместе с великокняжеским "столом" обязательно получал и всю
Владимирскую землю.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение.
Затем она стала связываться с владением вассалами их вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому просто в силу его положения.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший значительной властью. Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово- административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на праве общей собственности. С ослаблением власти удельных князей великий князь становился подлинным властителем на всей территории государства.

Таким образом, централизация явилась внутренним источником великокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя
"государями всея Руси". Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул, признанный некоторыми европейскими государствами.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существовавшего константинопольского престола.

Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Дореволюционные историки, начиная с Н.М.Карамзина, считали, что московские великие князья были уже самодержцами. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, "сам держал" свой великокняжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова (как о неограниченной монархии) в XV в. и даже в XVI в. не приходится. Власть монарха была еще ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.