Рефераты. История древнего Пскова

          Более сорока шести рядов Большого торга были заполнены лавками, в которых купить можно было все, что тогда можно было пожелать, начиная от золота, драгоценных тканей и камней, кончая селедками, рогожами и сеном. Какие только богатства не хранились в подклетях и амбарах купцов, какие только вещи не изготовлялись в многочисленных мастерских, среди которых были мастерские литейщиков, медников, оловянников, сапожников, шапочников, иконников, скорняков и иных мастеров. Изучение прошлого нашего народа наглядно убеждает нас в его высокой культуре.

          В семнадцатом веке, когда в Западной Европе нечистоты выливались на улицы самых больших городов и почти не существовало сколько-нибудь благоустроенных уборных, в Пскове они были устроены в каждом доме.

          Немногим меньше, чем Окольный город, было Запсковье. Здесь не было такого множества казенных дворов и построек, не было торга, было больше простых жилых дворов, садов, огородов, но и здесь все было украшено красивыми строениями, богатыми каменными палатами и дворами. Зимой посреди Псковы - реки, на льду располагался рыбный торг, где так же как и на берегу, можно было купить свежую, и соленую, и уже вареную рыбу, а также хлеб, калачи и квас. Рядом с рыбным торгом, по другую сторону Запсковского моста, блистали каменными строениями, палатами и оградами Снетогорское подворье и наместничий, позднее Воеводский двор.

          За широкою великой рекой раскинулось завеличье с его древними богатыми монастырями, гостиными заезжими дворами – Люберским и Шведским, где жили иноземные купцы и хранились их товары. Завеличье не было окружено стенами, и его улицы переходили в дороги, идущие через дремучие леса, доходившие отсюда до самого Изборска. На Завиличье, на высоком берегу реки Мирожки, располагалась Стрелецкая слобода. В стороне стояли печи, где обжигали известь и гончарные изделия, а на железной горке – плавильные «печищи», в которых переплавлялась железная руда.

         




Непоколебимый народ Псковский

 

                                                «Народ- сердце страны; стоит

                                               только затронуть его, чтобы

обнаружить сокровища бескорыстия,

                                          безропотности, мужества»

А. Ламартин

         

В мирное время, когда враги непосредственно не угрожали городу, жизнь кипела на его улицах, площадях и дворах. В те времена, когда Псков был самостоятельным, собирались то общегородское вече, решавшее все дела государственного и общегородского значения, то отдельные сходки концов города или даже отдельных улиц, решавшие свои внутренние дела. Во все времена оживленно гуляли торги, ярмарки, оживляли город торжественные многолюдные процессии, веселые хороводы и гулянья, а то просто шумные толпы, кулачные бои или бега. С христианскими обрядами смешивались остатки веселых народных языческих гуляний. В день Ивана Купалы «едва не весь город возмятется и в селах взбесятся»,- говорил набожный летописец, который осуждал слишком шумный и полуязыческий характер этих гуляний. В другие праздники, особенно такие, как рождество, пасха, масленица, не обходились без радости и веселья, рубежа и сопелей, гуденья струнных и всяких игр. В Рождество по домам ходили ряженые.

Рассказывая о жителях Пскова и псковской земли – псковичах, следует прежде всего воздать им должное за их стойкую, упорную, героическую защиту Русской земли, еще не окрепшей  и окруженной страшными врагами, за ту боевую службу которую псковичи несли, начиная с древних времен Руси и почти до Петра.

          Псковской Земле суждена была историей  труднейшая задача – послужить для Руси заслоном на опаснейшем участке ее границ, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели.

          Более чем полтысячи лет псковичи со славой выполняли эту тяжелую и почетную задачу, послужили всему русскому народу и всей Русской Земле, сдержали свирепый напор врагов до тех пор, пока сплотившаяся и набравшая сил Русь не отбросила их. За это время Псков вынес много десятков войн, вернее же, в течение нескольких десятков столетий вел почти беспрерывную войну, двадцать шесть раз был осаждаем врагами.

Немцы были вынуждены удивляться мужеству, воинственности псковичей, их быстроте и решительности. Псковичи не только отбивали все нападения сильнейшего врага и не давали ему покорить хотя бы клочок своей земли, но мстили врагу и сами не раз ходили к немцам с огнем и мечом «Слышал про мужество ваше во всех странах»,- говорил псковичам в 1266 году пришедший из Литвы князь Довмонт. Знаменитый полководец шестнадцатого века польский король Стефан – Баторий, после того, как он получил под Псковом жестокий отпор, писал потом о русских: «они в защите своих городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа, заграждая проломы грудью, день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются, чтобы не изменить своему государю… самые жены мужествуют с ними, или гася огонь, или с высоты мстят, опуская камни и бревна в неприятелей». Все жители Пскова, его пригородов и сел, способные биться с врагом, держать оружие, были воинами, не исключая даже духовенства. Под командой храброго князя Довмонта-Тимофея, очень любимого псковичами, девяносто псковских воинов разгромили литовскую рать в семьсот человек, перебив всех князей литовских и великого князя Гогорта. В другой раз, когда немцы неожиданно напали на окраинные Псковские села, Довмонт с шестьюдесятью псковичами догнали на реке Мироповне немецкое войско в восемьсот человек, разбил его, часть изрубил, часть потопил.

Разъяренный магистр ордена собрал громадное войско, пешее и конное, с метательными, стенобитными орудиями и осадными башнями, и привел его к Пскову, намереваясь взять его осадой: «Князя Довмонта руками взять, а мужей псковичей одних мечами иссечь, а других в работу взять»,- говорит псковский летописец. Довмонт с небольшой дружиной немедленно вышел из города навстречу немцам и разбил их. Немцы с позором бежали… Еще раз пытались они расквитаться с Довмонтом, напали неожиданно с громадным войском, захватили врасплох монастыри и посады за городом, губили монахов, женщин и детей и намеревались осадить Псков. Довмонт не стал ожидать возвращения большой псковской рати, которой в то время не было в Пскове. В ярости выехал он с малой дружиной своей и дружиной псковича Ивана Дорогомиловича и ударил на немцев. «Была злая сеча, какой никогда не бывало у Пскова, ранили самого немецкого командира в голову, а прочие вскоре бросили оружие свое и устремились бежать, устрашенные мужеством Довмонта и псковичей»,- говорит летопись. Далее летописец добавляет: «Прославилось имя князей наших во всех странах и было имя их грозно на ратях… и был грозен голос их перед полками, как труба звенящий, и были они победителями, а не побежденными». В те времена имя Довмонта гремело наряду с именем Александра Невского.

После Довмонта псковичи по прежнему громили немцев, не обращая внимания на численное превосходствоврага, выходили победителями из самых тяжелых положений, например в героических битвах 1324, 1343, 1407, 1426 годов.

Горячей и трогательной любовью любили псковичи свою родину. В тяжелую годину псковичам никогда не приходила в голову мысль покинуть ее – это они считали самым худшим несчастьем. «На небо не взлететь, а под землю не уйти», - говорит летописец, описывая переживания псковичей в 1510 году, когда в Пскове было тяжело оставаться и множество иностранцев покидало Псков. Горячо любя свой родной город, псковичи очень рано пришли к сознанию единства русских людей и связи Пскова со всей Землей Русской. Являясь щитом, заслоняющим Россию от врагов, передовым ее бастионом, Псков, естественно, пришел к такому выводу. Когда псковичам было тяжело, куда они могли обратить свои взоры за помощью, как не к своим единственным братьям – русским?


"Псковитянин на мякине вырос,

 но за чужим хлебом не ходил и взаймы не просил".


Страшные для врагов в бою, псковичи отличались в обычной жизни скромностью, сердечностью, мягкостью и вежливостью обращения, общительностью, терпимостью к людям иной национальности и веры, уважением к женщине. Честность псковичей особенно отмечалась иностранцами. По замечанию Ключевского, «в Псковских законах проявляется необыкновенное доверие к совести тяжущихся на суде и, несомненно, это доверие имело опору в характере быта псковичей», чувство долга, понятие чести было в среде псковичей чрезвычайно высоко развито. В 1327 году тверской князь и великий князь всей Руси Александр Михайлович в разгар татарского владычества восстал и истребил в Твери татар.

          Остальные русские князья не посмели присоединиться к нему. Посланное ханом татарское войско жестоко наказало Тверь, Кашин, Торжок, и их пригороды. Александр бежал. Никто не решался принять князя, боясь ослушаться грозного хана Золотой Орды. Псковичи приняли гонимого князя с честью, целовали ему крест и посадили на княжение в Пскове. По повелению хана русские князья послали послов к Александру, прося его добровольно выехать в Орду. Александр хотел уступить, но псковичи не согласились выдать князя. «Не езди, господине в Орду, - говорили они, что будет с тобой, пусть будет и с нами; умрем, если нужно, с тобой». Князья уговорили московского митрополита Феогноста отлучить псковичей от церкви и предать проклятью, но это не поколебало верности псковичей. Тогда Александр решил уехать в Литву и сам отказался от княжения. Через полтора года он вернулся в Псков за своей семьей. Псковичи уговорили его остаться и вновь сделали его своим князем.

          Великодушие псковичей, их терпимость и уважение к людям иной национальности и иной веры доказывается историческими фактами. Когда в 1265 году 300 литовских семейств бежали, спасаясь от гнева литовского князя Воишелга, и нигде не находили приюта, именно псковичи приняли литовцев, помогли им, поселили в своем городе. 

 

 

 

 

 

Присоединение Пскова к государству

 Московскому

 

Тяжелый опыт борьбы с врагом наглядно доказывал псковичам необходимость единения русской земли. Как только начинает укрепляться и становиться собирательницей Руси Москва, Псков делается ее верным союзником, вступает с ней во все более тесную связь, перешедшую в зависимость, а затем совершенно сливается с Московским государством.

История независимого Пскова с его самобытным внутренним устройством закончилась с присоединением его к Великому княжеству Московскому в 1510 году, при Великом князе Василии III.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.