Рефераты. Историко-теоретические аспекты местного самоуправления

6) органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять структуру местного самоуправления.

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения, как отнесение местного самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю.

В целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки Президентом России был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным Указом было:

- установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;

- разграничены полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации;

- установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке;

- установлено, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления;

- установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти.

При этом глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами представительного органа местного самоуправления.

Разработка Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права. Как отметил В.И. Васильев в своем фундаментальном труде о местном самоуправлении, процесс подготовки этого правового акта был весьма сложен и противоречив[13].

С принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» активизировался процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их совершенствования на основе Конституции РФ 1993 г. На основе этого Закона сложилась новая организационно-территориальная структура местного самоуправления, представляющая собой симбиоз общественной и государственной теорий местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены публично-властными полномочиями (проявление государственной теории), но не рассматриваются как органы государственной власти и не находятся в подчинении последних (проявление общественной теории).

Весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Были приняты Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др. Однако практика применения этих федеральных законов выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в России. Это вызвало необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне[14].

6 октября 2003 г. был принят новый Федеральный закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Масштабность законодательно закрепленных изменений позволяет говорить о проведении очередной реформы местного самоуправления.

Муниципальная реформа направлена на конкретизацию финансовой основы местного самоуправления, приближение муниципальной власти к населению, уточнение правового статуса, прежде всего полномочий, видов муниципальных образований, формализацию нескольких моделей местного самоуправления, развитие форм территориального общественного самоуправления.

Закон от 6 октября 2003 г. стимулирует развитие организационно-правовых форм общественного самоуправления жителей, в том числе уточнение публично-правового и гражданско-правового статуса органов территориального общественного самоуправления (ОТОС). Работу в этом направлении следует продолжать. В частности, необходимо органично вписать в модель местного самоуправления формы самоорганизации коренных малочисленных народов России[15].

В целом Закон от 6 октября 2003 г. сохранил подход, представляющий собой симбиоз государственной и общественной теорий местного самоуправления. Однако государственная его составляющая усилена. Таким образом, очевидно, что реформа нацелена на укрепление государственного контроля за органами местного самоуправления.

Советское законодательство строилось как законодательство о статусе местных органов власти разного уровня. Постсоветская модель базировалась на выделении в качестве первичного объекта регулирования вместо местных органов власти низовых территорий. В итоге - ухудшение правового определения статуса, в том числе компетенции, органов местной власти. Сильная сторона постсоветского подхода - продуцирование компетенции муниципальных территорий, аккумулирующих интересы и волю первичного субъекта самоуправления - населения. Период с начала 90-х гг. XX в. до принятия Закона от 6 октября 2003 г. - этап формирования в субъектах Федерации территориальных основ местного самоуправления, формирования и стабилизации статуса муниципальных образований, уточнения того, что законодатель именует сегодня вопросами местного значения.

«Казалось бы, следующий шаг в развитии отечественного местного самоуправления после стабилизации его территориальных основ должен быть сделан в направлении детализации статуса и компетенции органов местного самоуправления, соединения сильных сторон современной и советской моделей законодательного регулирования местной жизни с параллельным дозированным уточнением сложившейся территориальной схемы самоуправления. Вместо этого законодатель предпочел начать заново перестраивать территориальные основы местного самоуправления. Очевидно, что в известном смысле это возвращение к началу 90-х гг. прошлого века. Задача детализации статуса органов местного самоуправления, разграничения и согласования компетенции разных органов местного самоуправления, органов местного самоуправления и государственных органов, к которой мы вплотную подошли в начале XXI в., вновь откладывается, поскольку ее выход на первый план предполагает стабилизацию формы правления на местах, а она невозможна без стабильной территориальной схемы местного самоуправления. Логика законодательного развития такова: законодательство о политико-территориальных формах самоуправления - законодательство о политико-организационных формах самоуправления - тонкая настройка компетенционных схем. Вывод же состоит в том, что запущенная реформа в законодательно-историческом контексте регулирования местного самоуправления таит в себе, к сожалению, элемент контрпродуктивности»[16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления, разработкой теоретических концепций местного самоуправления, формированием законодательства, регулирующего муниципальную деятельность.

 В предмет науки муниципального права и соответствующей учебной дисциплины включаются теоретические и исторические основы местного самоуправления, зарубежный опыт организации местной власти и некоторые иные вопросы.

Исторический опыт наглядно демонстрирует, что процесс развития, при котором государство последовательно ограничивает самостоятельность местных сообществ, непременно заканчивается социальной катастрофой, иногда даже революцией, и изменением государственного строя.

История, как своеобразная эстафета идей и событий, свидетельствует, что в связке «государство - местное самоуправление» не должно быть ни победителей, ни побежденных. Для каждого исторического периода характерны свои проблемы, свои ценности, свои способы достижения поставленных целей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М.: ИКФ «Экмос». 2002.

2.                 Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М., 2000.

3.                 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.

4.                 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999.

5.                 Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное научно-практическое пособие. М., 1999.

6.                 Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001.

7.                 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. ЗАО Юстицинформ. 2007.

8.                 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов. ЗАО Юстицинформ. 2005.

9.                 Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: учебник. Юристъ, 2005.

10.             Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М, 2006.

11.             Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ. 1997.

12.             Обеспечение прав и свобод коренных малочисленных народов Севера. Сб. научных статей / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Тюмень, 2003.

13.             Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.



          [1] Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. ЗАО Юстицинформ. 2007. С. 56.

         [2] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. Т. 3. С. 514.

         [3] Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. ЗАО Юстицинформ. 2007. С. 65.

[4] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Указ. соч. С. 515.

[5] Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М.: ИКФ "Экмос", 2002. С. 36.

[6] Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 167.



[7] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995. С. 8 - 9.

          [8] Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. ЗАО Юстицинформ. 2007. С. 65.

[9] Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М., 2000. С. 25 - 26.

         [10] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ. 1997. С. 86.

[11] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М, 2006. С. 70 - 71.


[12] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 102.


         [13] Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное научно-практическое пособие. М., 1999. С. 101 - 111.

         [14] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М, 2006. С.78 .

        [15] Обеспечение прав и свобод коренных малочисленных народов Севера. Сб. научных статей / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Тюмень, 2003.

         [16] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: учебник. Юристъ, 2005.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.