Рефераты. Институт монархии p>Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые "резервные", так называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов
(Великобритания, Бельгия, Нидерланды).
Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется "цивильным листом".

5. Особенности монархии в некоторых странах

Для начала определим признаки, характерные абсолютно для всех монархий:
1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх именуется "Король - Лев". В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула.
4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Рассмотрим статус монарха, способ осуществления полномочий, ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании,
Японии, Испании.

Начнем с титула. Во всех трех странах глава государства - монарх, именуемый в каждой стране по-разному - в Испании и Великобритании это Король (Королева), в Японии – Император.
Порядок наследования:

В Великобритании и Испании действует кастильская система наследования.
Великобритания - трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е. он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.
Испания – ст.57 1. Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества
Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии.
Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими , в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим.
2. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской
Короны,
3. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование
Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
В Японии же - салическая система – трон наследуют только мужчины. ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом".

Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция
Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны в свободе выбора, при заключении брака ст.57 п.4. "Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или
Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны".

Руководство страной:

Во всех трех странах монарх является символом единства нации
(государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.

Наиболее "бесправен", на мой взгляд Император Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер- министром.

Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит “правительство его (ее) Величества” – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции
1978 года: “…Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”. Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в
Конституции Японии.

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами, Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:

1. В области государственного управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

Великобритания - премьер - министр, формально назначается монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях
Правительства, когда сочтет это необходимым.

Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются указом
Императора.

Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие от Японии, Король Великобритании и Испании является
(юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

2. В законодательной области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).
Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.
Испания – Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.
Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.
Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах равнозначна.

Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.
Конституция Японии и Испании права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

3. Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.
Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество.
Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.

Испания - В области внешних отношений Король объявляет о принятии
Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, Король "… осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях…".

Япония - Император совершает действия внешнеполитического характера.
На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7).

4. Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий.

Монарх Испании и Великобритании – осуществляет право помилования,
Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний, восстановления в правах.

Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия производит сегодня впечатление института исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем под термином "власть"? В трех представленных монархических странах, монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не утвердить, наложить вето (Великобритиания)! Тот факт, что современные монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и стремятся избегать конституционных кризисов.

Из трех рассмотренных стран, наиболее отдаленной (на мой взгляд) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие
"Монархия", является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью - Испания.

Заключение.

В последние годы процесс “республиканизации” заметно замедлился.
Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г.
Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример – провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Разговоры о том, что в России сейчас просто необходимо восстанавливать институт монархии имеют под собой достаточно веские основания, но не лишены некоторой доли откровенного авантюризма. За время существования СССР я лишний раз убедилась, что стабильность политических систем в России напрямую зависит от чисто экономических факторов. Советская система, несмотря на кажущуюся разветвленную систему делегирования полномочий, от монархической отличалась не сильно. Чем Сталин отличался от, скажем, Ивана Грозного и Петра I? Не трудно заметить, что именно жесткое единоличное правление в большинстве случаев позволяло нашему государству добиваться успехов, пусть и ценой гражданских свобод. В настоящее время не имеет смысла говорить непосредственно о монархии; я считаю, во-первых, нужно наделить президента большими полномочиями, а, во-вторых, дать возможность народу влиять на коньюктуру власти, в области которой у нас наметилась крайне неприятная тенденция.

Кроме этого, необходимо предпринять ряд существенных шагов в преобразовании экономической системы страны. Возвращаясь к идее восстановления монархического строя в России, могу привести цитату из
Макиавелли, которой говорил, что “за любой политической идеей нужно искать заурядный интерес к вещам”. Кому это нужно – вопрос открытый, но, к счастью, моей курсовой работы не касается. А монархия, как это не печально, является лишь достоянием нашей истории, будущего для этого строя в России уже нет.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.