Рефераты. Институт мировых судей p> 1.3 Аналогии и различия причин введения института мировых судей

Шестидесятые годы XIX столетия в истории нашей страны – время крутого поворота от феодальной социально-экономической и политической системы к буржуазной. Россия переживала коренную ломку устоев, базировавшихся на крепостничестве, трансформацию государственно-правовых институтов, приспосабливавшихся к капиталистическим потребностям.

Среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития, одно из центральных мест занимает судебная реформа. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России.

Фактически в конце 80-х – начале 90-х годов нынешнего столетия проходила аналогичная ломка устоев, но основанных не на крепостничестве, а на тоталитарной системе, также происходила смена коммунистической системы общества на капиталистическую. И в конце прошлого века и в конце нынешнего, люди стали постепенно приобретать самые настоящие гражданские права. В этом смысле тоталитарный режим и крепостнический можно отождествить, ведь и тогда и сейчас простой рабочий люд получил наконец свободу: сейчас – свободу слова, вероисповедания, печати, собраний, что при тоталитарном режиме было лишь на бумаге; тогда – просто свободу физическую и защиту государства от произвола более богатых слоев населения.

К сожалению сейчас мировым судьям отведено более чем скромное место в судебной системе, не то что в XIX в., когда мировой суд занимал добрую половину всей судебной системы и играл наиважнейшую роль в осуществлении правосудия (Приложение 1,2).

Тогда, в XIX в., мировой суд был создан для разрешения споров между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и их бывшими господами, а также между самими крестьянами, а эти дела как раз и составляли примерно половину всех дел, рассматриваемых в судах. Сейчас же институт мировых судей воссоздан лишь для того, чтобы разгрузить городские (районные) суды от нахлынувшего потока дел, связанного с изменением хода экономического развития страны.

Таким образом, потребность России в мировых судьях возникает в момент перехода от одного типа экономического развития к другому. Даже если современный мировой суд постигнет та же участь, что и его предшественника
(был преобразован в институт земских начальников и потерял свою изначальную сущность), то все равно, рано или поздно, в России опять возникнет необходимость введения института мировых судей уже на более высоком уровне развития.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МИРОВЫХ СУДЬЯХ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2.1 Мировые судьи в XIX в.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывали доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Ст. 19 Учреждения судебных установлений (у. с. у.) предоставляла возможность баллотировки в мировые судьи не только имевшим собственность
(как это предусматривалось «Основными положениями»), но и тем, чьи родители, жена владели «хотя бы и в разных местах» землей “вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные и земские собрания… или недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тыс. р.” Земское собрание, на котором выбирались мировые судьи, получало право
“предоставить звание мировых судей и таким лицам”, которые хотя и не соответствуют цензам, “но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью” (ст. 34 у. с. у.). Избрание считалось состоявшимся только при единогласном решении. Для избрания в мировые судьи уездный предводитель дворянства по соглашению с городским головой составлял список лиц, имеющих право быть мировыми судьямим и за 3 месяца до выборов
(ст. 26 у. с. у.) представлял этот список губернатору, после чего список публиковался для всеобщего обозрения. До момента выборов всякий мог подать заявления и жалобы на ошибки, допущенные в списке (ст. 31 у. с. у.); все эти жалобы рассматривались на избирательном собрании, которое тем самым проводило проверку списка, а затем приступало к избранию из числа лиц, помеченных в исправленном списке. Сенату принадлежало право утверждения избранных (ст. 37 у. с. у.).

Число мировых судей на каждый уезд определялось числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 у. с. у.). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определялся следующими чертами:

1) они должны быть местными жителями. Это требование выражено в законе в весьма неопределенной форме: с одной стороны не требуется проживания в определенной местности, а с другой – имущество, составляющее ценз, может находиться в разных местах; поэтому фактически признание лица местным жителем зависит от избирательного собрания;

2) возраст не ниже 25 лет (ст. 19 у. с. у.);

3) обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:

1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания;

2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды обществ» и дворянских собраний;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);

5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).
Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имеют.

Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим основаниям:

1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее трехлетие;

2) за сокращением числа участков;

3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи.

В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с членами окружных судов. Дисциплинарное производство возбуждается съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).

Мировые судьи разделяются на:

1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст.

41-45 у. с. у.);

2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с. у.);

3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.).

Кроме того, закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые были учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и
Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)

Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ; столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа.

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на:

судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным.

Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

Из уголовных дел мировым судьям подведомственны:

1) обязанности предварительного исследования и примирения ;

2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими изъятиями: а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей; б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если с наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства, запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.