Рефераты. Гражданское общество и правовое государство

   Главным элементом в учении Гегегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных) В этом смысле  она предстовляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. “ В гражданском обществе,- писал Гегель,- каждый для себя- цель, все другое для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей”.

    Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие “ гражданское общество “, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.

    Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели “ в том, чтобы, исходя именно из материального производства и порожденную им форму общения- то есть гражданское общество на его различных ступенях- как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, мораль, философию и т. д., проследить процесс их возникновения на этой основе “.

     В предисловии “ К политической экономии “ К. Маркс приходит к выводу, что надстроечные явления, в частности “ правовые отношения,так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века, называет “ гражданским обществом “, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономики “

        Гражданское общеество по мнению Маркса, охватывает все материальное общение в рамках определенноой ступени развития производительных сил. Это “ материальное общение “ включает в себя весь спектр рыночных отношений :частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и законмерностями.

      Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть не что иное, как и Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. “ Практическое применение права человека на свободу есть право на часную собственность “. В чем состоит это право?- спраивает К. Маркс. В качестве ответа он цитирует ст. 16 французской конституции 1793 г.: «Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и распологать по своему усмотрению своим преимуществом, Своими доходами, плодами своего труда и своего усердия». Делает вывод: «Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее, образует основу гражданского общества» .( ст. К еврейскому вопросу , 1843 г.).

     Таким образом, вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, о новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный леймотив- собственность и отказ государства от претензий на роль единственного « организатора и координатора» , от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи.

     Поворот к подлинно научным энаниям произошел только в 17- 18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт ( 1596- 1650 ), англичане Френсис Бэкон (1561- 1626 ), Томас Гоббс ( 1588- 1679 ), Джон Локк ( 16320 1704 ), немец Иммануил Кант ( 1724- 1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье ( 1689- 1755 ) и Жан Жак Руссо (1712- 1778) изучали функции правительстваи природу общества. Английские философы Дэвид Юм (1711- 1776 ) и Джордж Беркли (1685- 1753 ), Кант и Локк, пытались выяснить законы действия разума.

     Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячилетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки- гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе, и создавалось впечатление, что это- единое целое. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющее их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.

     Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от вмешательства государства. В этом смысле истолковывалось гражданское общество и как цивильное, частное, то есть такое, в котором помимо овициальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни- область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

    Речь шла о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства инициативы , предпримчивости, где государствао должно было выполнять лишь роль «ночного сторожа» « арбитра»,  «надсмотрщика» .

    Гражданское общество мыслилось как своего  рода синоним сугубо рыночных отношений и др. форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.

                 ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

   В социальной сфере институтами гражданского общества являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам ( клубы, охотничьи, рыболовные коллективы и т.д. ), детские, молодежные организации, не носящие политического характера. Следует отметиь,что в данном случае имеется в виду социальная сфера в узком смысле, поскольку в широком смысле социальная сфера -  эта сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно- культурную, информационную сферы.

    В экономической сфере институтами гражданское общество являются организации предприятия ,учреждения , занимающиеся производством материальных благ ,оказанием различного рода услуг,как материального так и нематериального характера (банковско – кредитные учреждения ,турестические фирмы , организация по возмездному оказанию юридических услуг )

     В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации ( правые, левые, центриские, религиозные), преследующие политические организации. Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества.

    Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы. Они действуют как в политической, так и в экономической сфере

       В духовно- культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры ), творческие организации и союзы (писательские, журналистские. Музыкальные, театральные, кинематографические ), образовательные учреждения ( дошкольные, школы, средние специальные и высшие учебные заведения ) физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации ), церковь и религиозные (конфессиональные ) организации, не носящие политического характера.

    В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, информационные страницы Интернета  ).

   

                  РОССИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.

       

 В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемляющим контролем органов государства, а в идеолигизированном государстве каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР- Коммунистической партии Советского Союза- КПСС ).

    Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы.

     В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно- кооперативная ) форма собственности на средство производства. Частная собственность была  запрещена, была предусмотренная уголовная ответственность  частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничестве ( ст. 153 УКРСФ СР 1960 г.). Вследствие этого организации, предприятие учреждения, занимающиеся  производством материальных благ, оказанием различного вида услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой являются коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы не пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась  государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

     Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии кроме КПСС не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся  Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз (ВЛКСМ) – комсомол. Политический характер носила даже детская организация  - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленин. Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовала – местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

    Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены « школой коммунизма » и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзам первоначально отводилось второе место после коммунистической партии. По этому поводу В. И. Ленин в работе « Детская болезнь « левизны в коммунизме » писал : « Партия непосредственно опирается на профессиональные союзы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г. ) съезда свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов … Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий … Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренный «сверху », с точки зрения практики осуществления диктатуры.»

        Духовно- культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставались только церковь и  религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.

     Становление гражданского общества в России- магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.  









ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.



Значительным завоеванием философско- правовой мысли, а вместе с тем и практики политической власти является теория правового государства. Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико- правовой формой функционирования и развития гражданского общества закрепления в нем публично- правового порядка, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти.

    Историческая идея «правового государства » возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Весьма важным в плане формирования людей, заложивших основу теории государства и права, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действием закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане ».

   Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона ) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 г. ). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапия ( 1557- 1633 ) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную. Законодательная власть должна была принадлежать сейму, исполнительная- великому князю и раде, судебная- великокняжескому и местным судам.

       Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени, оказав заметное влияние на становления и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу ( 17 век ) Дж. Локку и Монтескье. У Локка идея господства предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей.

    Ш. Л. Монтескье рассматривал проблему политической свободы в ее отношениях как к государству строго, так и к отдельной личности, гражданину. Первый аспект этих отношений политической свободы, находящий свое выражение в правовом оформление разделения трех властей ( судебной, исполнительной, законодательной ), выступает в качестве необходимой институционально- организованной формы обеспечения второго аспекта свободы гражданских прав, свобод и безопасности личности.

    Философские основы теории правового государства создавались и развивались немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право , строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по И. Канту, это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Если у Канта правовые законы и правовое государство- это долженствование, то у Гегеля они- действительность, то есть практическая реализованность разума в определенных формах наличного бытия людей.

      Таким образом, вся история философско- правовых учений о правовой государственности представляет собой богатейшие собрание идей и концепций, без знаний которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.





















КОЛЕДЖ КАЗАНСКОГО СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: Теория государства и права

на тему: «Гражданское общество

 и правовое государство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Плюшкина В. В.

Проверил: Дюрмянов Г. И.

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ  2003г.



 


 

ЛИТЕРАТУРА



1.     Клименко А. И. «Обществознание: Учебник для 10 – 11 классов»

                                                                  М.; 2001г.

2.     Кравченко А. В. , Румынина В. В. «Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие».

                                                                   М.; 2001г.

3.     Матузов Н. И. , Мальков А. В. «Теория государства и права»

                                                                   М.; 2002г.

4.     Мухаев Р. Т.  « Теория государства и права» «учебник для вузов»

                                                                    М.; 2001г.

5.     Кутафиа О. Е. «Основы государства и права»

                                                                    М.; 1997г.

6.     Соколов Я. В. «Граждановедение»

                                                                    М.; 1996г.




























ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     История возникновения правового государства.

2.     Практика становления правового государства в России.

3.     Система разделения властей в правовом государстве.

4.     Верховенство правового закона.

5.     Гражданское общество.

6.     Институты гражданского общества.

7.     Россия и гражданское общество.




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.