Рефераты. Государство: понятие, признаки, формы правления и функции

          Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха , как в законодательой ,  так и в исполнительной сферах. Несмотря на то , что формально монарх назначает главу правительства и министров , правительство ответственно не перед ним ,а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее чисто символическая , являющаяся своего рода данью традиции , нежели властная. Он царствует , но не правит  / Швеция , Япония , Великобритания  /.


         Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика  / лат. respublica   от res -  дело , publicus – общественный/ - форма  государственного правления  , при которой всё высшие органы государственной власти либо избираются , либо формируются общенациональными представительными учреждениями   / парламентами / , а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки :

·        коллективное правление , осуществляемое не одним лицом , лицом , а системой государственных органов ;

·        республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную , исполнительную и судебную ;

·        в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы , одни менее , другие более демократичные ;

·        представители органов власти и высшие должностные лица  избираются на определённый срок ;

·        высшие должностные лица несут ответственность перед органом , их избравшим , или народом ;

         В данный момент известны два основных вида республики.

   

         Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов , соединением в его руках полномочий главы государства и правительства. Правительство и Президент избираются внепарламентским путём , поэтому в определённых ситуациях могут быть в противоречии с Парламентом.


         Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий , что стабилизирует власть. Это крайне необходимо для государств , находящихся на переходных этапах  / Мексика , Р.Ф. /; государств , где сильны монархические традиции  / Румыния /; , в ситуациях , не отличающихся стабильностью  / Украина , Грузия /; , в период проведения реформ / Перу/; в государствах имеющих обширную территорию и многонациональный состав  / США/; , при наличии чрезвычайных событий , таких как , например , война / Югославия /.


        Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента , перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально , оно формируется партией , получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями , на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти  / например Германия /. Парламентская республика  - менее распространённая форма правления , чем республика президентская. Она существует в странах , отличающихся развитой , в значительной мере саморегулируемой экономикой / Турция , Финляндия и т.д. /. Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.


     Также существуют смешанные формы правления суперпрезидентская , полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить , что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей , проживающих в том или ином государстве. /Рисунок №2 /.









                                                                 

   Парламент

 

Монарший

     двор

 

Парла-  мент

 

Монар-ший

двор

 

Монарший двор  

 

  Парламе-            нтарная

 

Дуалистичес-кая

 

    Параламентская

 

   Полупрезидентская

  / полупарламентская /

 

   Суперпрезидентская

 

 

 

   Президентская

 

 Ограниченная

 

Абсолютная

 

       Республика

 

     Монархия

 

        Форма правления

 
                           



























                            Рисунок  № 2  Форма правления.                                                                  














                                     5.Функции государства.



       Функции государства – это основные направления его  деятельности , выражающее сущность и назначение государства в обществе.


В функциях государства проявляется та реальная роль , которую оно играет  в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач , стоящих

перед государством на том или ином этапе его развития  и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом , функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности , нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Различают внутренние и внешние функции государства.


      Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.

       Экономические функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов , выдаче кредитов , инвестиций , определении льгот в отношении некоторых товаров , в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности , строительство инфраструктуры  /дорог , мостов , плотин , транспортных , энергетических , информационных и других систем / , выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка , т.е. как бы разработать “ правила игры ” для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих  на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства / энергетика , связь , атомная , оборонная промышленность , космонавтика , информатика и т. п. /. Здесь оно выступает собственником средств производства , производителем материальных благ.


     Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов , плебесцидов , выборов , позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил , учесть в своей политике интересы различных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.