|
В демократических государствах основополагающим при осуществлении государственного контроля является принцип верховенства права. Принцип верховенства права – основополагающий принцип демократического государства, является выражением идей примата права над государством, приоритета прав человека в обществе, проявляется в верховенстве Конституции и правовых законов.[29] В сфере государственного контроля этот принцип определяет преимущество, первоочередность прав человека по отношению к желаемым результатам контроля. В качестве примера можно привести рассмотренный выше закон “Об административном надзоре над лицами, освобожденными с мест лишения свободы”: цели надзора, установленные этим законом не могут достигаться в ущерб правам лиц, являющихся объектом надзора. Обязательным при осуществлении государственного контроля является принцип законности. Правовая законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.[30] Применительно к государственному контролю, например, можно говорить о недопустимости противопоставления законности и целесообразность, когда достижение результатов контроля важнее, чем соблюдение законов, регулирующих контрольную деятельность. Презумпция добропорядочности, по аналогии с презумпцией невиновности, означает предположение о законопослушности, добропорядочности лица до тех пор, пока не доказано обратное. В данном контексте презумпция добропорядочности должна применяться по отношению к объекту контроля. В противном случае все объекты контроля будут «подозреваемыми», а сам контроль может свестись к поиску «виноватых», что скорее характерно для тоталитарных «полицейских» государств и недопустимо для демократических.
функции («коммуникативная», «сигнальная», «превентивная»)
Субъектная классификация государственного контроля
В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее воздействие в разных сферах. И в то же время, один объект могут контролировать несколько субъектов. Контрольными структурами Украины являются: Президент, Кабинет Министров, Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Счетная палата законодательного органа, аудиторские структуры Центрального банка Украины, налоговая администрация и др. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования.[31] Рассмотрим основные субъекты государственного контроля в Украине (схема 2).
Схема 2. Субъекты государственного контроля Украины
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.