Рефераты. Государственная служба как социальный институт

б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отноше­ний. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, ме­тодами руководства; к тому же ощущение устойчивости пси­хологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает приверженность к существующему в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;

в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;

г) политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными уста­новками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интересах политических партий, в государствен­ных органах нельзя создавать партийные организации.

Нужно учитывать, что «практически все развитые в эконо­мико-правовом отношении государства всегда стремятся фор­мировать государственный аппарат так, чтобы он и его служа­щие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений»[7];

д) лояльность государственного служащего. Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рам­ках законности, служебного долга, быть корректным, внима­тельным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;

е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол­нение должностных обязанностей, за качество подготавлива­емых и принимаемых решений. За свою деятельность слу­жащие могут нести дисциплинарную, административную, уго­ловную, материальную ответственность. А политические лидеры могут быть субъектами политической ответственности (отре­шение от должности, выражение недоверия, отставка).

Важнейшее средство обеспечения профессионализма – номен­клатура – отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Пра­вильно организованная – она необходимый элемент профессиональ­ной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система власти невоз­можна.

Заботу о социальной, правовой защите служащих, их эконо­мическом обеспечении тоже можно рассматривать как средство по­вышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. За­щита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы. Значение, которое придается в последние годы этому аспекту службы, объем соответствующего правового мас­сива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы: социально-правовой защиты служащих.

Реализация этого принципа означает прежде всего создание не­обходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к ус­транению препятствий осуществления служебных обязанностей. Госу­дарственный служащий не должен нести юридической ответственнос­ти перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.

В науке различают четыре вида ориентации служащих: на ха­рактер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.

На практике эти ориентации сочетаются в различных пропорциях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражданин оценивает ее с названных позиций, отдавая предпочтение некоторым из них. А государство обязано использовать эти ориентации, чтобы создать сти­мулы для добросовестной, полезной для общества работы служащих.

Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принад­лежностью к категории «государственных слуг»;

б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую, заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной сто­имости рубля, развитием экономики;

в) создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отап­ливаемыми, освещенными помещениями, транспортом; теле­фонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т. д.;

г) государственное страхование, гарантированное высокое пен­сионное обеспечение;

д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересо­вано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими знаний, накоп­ление опыта, появление инициативы, добросовестное выпол­нение обязанностей, развитие чувства ответственности. Слу­жебная перспектива реализуется такими путями:

ü     стабильностью служебных отношений;

ü     повышением уровня квалификации, что влечет за собой уве­личение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т. д.;

ü     продвижением по службе (перевод на более высокую долж­ность в этой же организации или в другой).

В условиях правильной организации работы государственной администрации карьера (продвижение по службе) работника преж­де всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зре­лости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карь­еру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, докто­ром наук, хорошим художником, музыкантом и т. д., поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалифи­кацию, то есть делает очень нужную и для себя, и для общества рабо­ту. А карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие качества работника более высокой должности), а субъек­тивное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.

К сожалению, идея служебной перспективы не везде осуществ­ляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих го­сударственных и муниципальных организаций и установлению окла­дов в зависимости от них. Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать свой заработок, не только двигаясь «вверх» по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия

 

Динамический процесс социальных изменений в конце XX века принципиально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами реформирования государственных организаций, обладать способностью управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Современный служащий государственной администрации должен иметь высокую профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. Ему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, социального прогно­зирования. Помимо этого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию административно-государ­ственного управления.

Такую профессиональную подготовку в странах Западной Европы и Америки можно получить в университетах или колледжах по специальности «public admi­nistration». В качестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Здесь создана Школа государственных дел (The school of public affairs). Школа имеет три кафедры: правительства, права и общества, государственного управления. Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическим наукам, праву, управлению государственными финансами, развитию человеческих ресурсов. Подготовка докторов наук проходит по специальностям: политические науки, государственное управление, право. Все программы объединены одной целью – развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.

В России в 1992 г. Роскадры совместно с Учебно-методическим объединением вузов по направлению обучения «Менеджмент» разработали пакет документов об открытии новой специальности 07.18 (в настоящее время 0610) «Государственное и муниципальное управление». Комитет по высшей школе Миннауки России включил ее в перечень специальностей высшего образования и предоставил право кадровым центрам готовить специалистов данного профиля.

Перефразируя А. Барбюса, можно сказать, что профессиональное политическое образование поможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с «государственного» и «политического» языка на язык гражданский. Именно поэтому государственное администрирование признано всем цивилизованным миром в качестве особо важной для общества деятельности, родившейся на пересечении политической теории и практики.

В отличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная модель административно-государственной деятельности включает очень сложные характе­ристики. Постараемся выделить самые главные из них:

– применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с использованием методов математи­ческого моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях);

– прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локали­зации и устранению недостатков, определение потребности в изменениях и ново­введениях и осуществление практических действий по их реализации;

– анализирование, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны;

– организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

– прогнозирование развития социально-политических, социально-экономических и организационных процессов в объектах управления, проектирование программ нововведений и осуществление этих программ;

– применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и исполь­зования необходимой социальной, политической, экономической и научной инфор­мации.

Но на этом расхождения с «идеальной моделью бюрократии» по Веберу не заканчиваются.

Любой, кто имел дело с государственными служащими, может подтвердить, что бюрократия не является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана в идеальной модели Вебера. В системе государственной администрации, как и в любой другой организации, импровизация, отступление от формы и стремление «пустить пыль в глаза» при принятии решений являются обычными вещами. Государственные служащие обладают психологией и редко действуют в стерильных условиях, которые подразумеваются у Вебера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.