Привлекали внимание и Днепровские пороги. В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по изучению сооружения канала Волга-Дон и реки Днепр для составления проекта водного пути в его порожестой части и использования электрической силы падения воды, то есть сооружения гидростанции. Для строительства этого комплекса были привлечены немецкие концерны АЭГ, "Сименс-Гальске", французское общество "Батиньоль", швейцарская компания, ряд русских банков. Экспертизу проекта мощной ГЭС и судоходного канала у порогов провели немецкие эксперты. Русские капиталы были представлены в большинстве "Обществом электрической силы водопадов" с хорошей перспективой увеличения их доли в реализации этого крупнейшего по тем временам проекта.
Расширение электротехнического производства было также вызвано увеличением весьма прибыльных заказов на сооружение военных кораблей на российских верфях. Только за 1912-1913 гг. "Всеобщая компания электричества" (ВКЭ) произвела электротехническое оборудование для 7 линкоров, 6 крейсеров, 17 миноносцев. В выполнении заказов для военного флота участвовало 6 электротехнических обществ. Балтийский судостроительный завод, строивший военные корабли, дополнительно к этому взял подряд на изготовление электрооборудования для них.
Все это, в свою очередь, увеличило потребность в электропроводной продукции. Было заключено синдикатное соглашение в области этого производства. В этот синдикат, названный АО "Электропровод", вошли общество "Соединенные кабельные заводы", промышленно-банковская группа Гукасова "Рускабель" и другие.
В целом за годы предвоенного промышленного подъема, 1910-1914 гг., прирост иностранных инвестиций в электроэнергетическую и электротехническую промышленности составил 63%, а инвестиций российского капитала 176%.
ТРИ ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ
Тем не менее, отставание России от Запада в электрификации промышленности, замены в ней доминирующей "паровой силы" на "электрическую силу" было заметным. Это объяснялось рядом причин, среди которых можно назвать три главных. Первая - Россия вступила на капиталистический путь развития с последней трети XIX века, то есть на несколько десятилетий позднее Запада. Она должна была пройти естественную очередность вхождения "электрического дела" в экономику России, начиная с самой простой, наглядно привлекательной, осязаемой сферы электрических услуг - освещения (показатели производства электроэнергии - рост электрических мощностей, выработка электроэнергии, считавшейся нематериальным товаром, как и сама сфера услуг не входили в официальные статистические данные). Вторая - более трудные природные условия России (гораздо большая длительность стояния низких температур, большая территориальная протяженность районов электрического обслуживания, а значит, и перевозок топлива и т.д.). Третья - традиционные для России организационные трудности - бюрократическая волокита государственных разрешительных "канцелярий", на всех уровнях тормозивших дело; мздоимство в них чиновников; длительная, трудная борьба за выгодные сделки.
Несмотря на это, темп роста инвестиций в "электрическую" сферу был колоссальным - в среднем 20-25 % в год.
Война 1914 г. резко подорвала быстрое развитие электрификации страны (несмотря на то, что некоторые работы велись и во время войны, например, работы по электрификации железных дорог, строительство электростанций). Был принят ряд указов, ограничивающих предпринимательскую деятельность граждан стран, воюющих с Россией. Предприятия, принадлежавшие "вражеским подданным", национализировались. Они пытались уходить из-под удара передачей акций подставным лицам, взятками чиновникам, маскировкой под бельгийские, швейцарские и др. владения предприятий.
После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности американских ("Вестингауз"), на продолжение работ по электрификации железных дорог. Затруднение заключалось в невозможности получения требуемых от правительства гарантий на невозвращение после окончания войны прежних подрядчиков этих работ "вражеских подданных" и отсутствия их претензий.
Так, Первой мировой войной, затем Октябрьским переворотом была прервана электрификация экономики России. Весь ее почти 30-летний период мощного развития проходил в острой конкурентной, возможно, нередко нечестной борьбе, но без кровавых разборок по приобретению собственности.
ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА
Итак, в самый канун Октябрьского переворота сложилась любопытная ситуация: концентрация в руках государства ключевых сфер народного хозяйства - железнодорожного транспорта (который в основном принадлежал казне), энергетики и во многом монополизированной электротехнической промышленности достигла высокой степени. Это, несомненно, наводило думающих людей на размышления о преимуществах использования этой государственно-монополистической концентрации для разработки и осуществления централизованного послевоенного плана продолжения электрификации России.
Но даже этим соображениям из-за начавшейся Гражданской войны не суждено было реализоваться, хотя они представлялись возможными. Такой план в еще большей степени соответствовал утверждающейся в ходе Гражданской войны советской власти с ее командно-распределительным принципом управления экономикой.
Известный российский ученый-энергетик, профессор К.Круг, участник разработки плана ГОЭЛРО, в своих воспоминаниях упоминает фундаментальную работу профессора К.Кленингсборга о развитии электрификации в России. Принципиальные соображения этой работы были положены затем Кржижановским в основу плана ГОЭЛРО. Глебу Кржижановскому, другу Ленина, старейшему члену РСДРП, удалось в 1907 г. внедриться в Петербургское отделение "Общества электрического освещения 1886 г.". Затем он образовал в нем большевистскую ячейку, перевелся в Московское отделение общества, располагавшееся в богатом особняке в самом центре Москвы (ул. Садовническая, в советское время переименовывалась в ул. Осипенко). Через некоторое время после ликвидации Лениным "Общества 1886 г." поселился в особняке, где и умер. Профессор Кленингсборг не был привлечен к разработке плана ГОЭЛРО. Следы его теряются. Возможно, он был причислен к "вражеским подданным".
Достигнутая суммарная мощность электростанций России в канун Октябрьского переворота 1,4 млн. кВт позволяла двигаться к этой энергоэкономически предопределенной цели. Этот этап был прерван Октябрьским переворотом, а спустя годы продолжен коммунистической властью, однако, с присущей ей политической бесцеремонностью и нечистоплотностью - пороча (или умалчивая) сделанное предшественниками, присваивая чужое, выдавая его за грандиозные успехи советской власти при ее движении к коммунизму.
В нескольких письмах Ленина из эмиграции был высказан ряд наивных, банальных и нелепых соображений, касающихся удобства использования электрического тока и его транспорта. Электричество, по Ленину, интенсивно используется и развивается капитализмом как техногенное средство, которое "все более и более перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство". Отсюда был один шаг к последующему провозглашению известной ленинской лозунговой парадигмы: "Коммунизм - советская власть плюс электрификация всей страны".
Эти письма вместе с рядом рабочих записок, посвященных в основном усилению политизации и пропаганды разрабатываемого первого хозяйственного государственного мероприятия - плана ГОЭЛРО, в течение всего советского времени назывались не иначе как "созданием стройного учения об электрификации".
В декабре 1917 г. два видных члена еще не ликвидированного Петербургского отделения "Общества электрического освещения 1886 г." И.Радченко и А.Винтер с трудом добились приема у Ленина. Они хорошо знали историю и масштаб электрификации России и способствовали пониманию Лениным важности энергетики как базовой отрасли экономики. Эти двое ученых и обосновали перспективу работ дальнейшей электрификации страны. Несомненно, это был первый толчок к разработке плана. Но все это опять прервалось, теперь уже Гражданской войной.
Война с Германией носила позиционный характер и велась на крайнем западе России. Она почти не затронула ее электротехническую и энергетическую промышленность. Потери для них были косвенные - отвлечение финансов и специалистов. Тем не менее, ряд энергетических объектов был завершен во время войны.
Большой потерей для электротехнической отрасли России стал Брестский мир, в результате заключения которого были оккупированы большие западные территории России. Немецкие войска не разрушали промышленные сооружения, тем более принадлежавшие подданным Германии. А таких предприятий было большинство.
Наибольший вред нанесла Гражданская война. Хотя и она, охватив всю территорию России, не нанесла серьезных разрушений промышленности. Эта война была в основном полевой, маневренной, без длительных, разрушительных осад или сражений за крупные города, в которых и сосредоточивались электротехнические и энергетические предприятия.
Власть в стране захватили люди, абсолютно несведущие ни в управлении экономикой, ни в технике. (Ленин в письме Кржижановскому в 1920 г. спрашивает: "Красин говорит, что электрификация железных дорог для нас невозможна. Так ли это?" А ведь технический проект электрификации Петербургского железнодорожного узла начал разрабатываться с конца 1909 г.).
Исторический итог. Первые крупные электроэнергетические объекты, названные огромным достижением Советской власти, были пущены много позже, и они были как раз те, которые начали осуществляться задолго до Октябрьского переворота (см. таблицу).
Такова была историческая цена, которую заплатила экономика России за частично германскую и в неизмеримо большей степени за революционную властолюбивую одержимость большевиков.
=== ТАБЛИЦА ===
Первый электропоезд
1909 г.
1915 г.
1926 г.
Волховская ГЭС
1910 г.
Днепрогэс
1912 г.
1920 г.
1932 г.
Волго-Донской канал
1952 г.
Метрополитен
1916 г.
1935 г.
Страницы: 1, 2, 3