Рефераты. Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни

Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни

 

Содержание.





     1. Введение.

     2. Идеи правового государства в древности.

     3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

     4. Идеи  правового государства в период ранних буржуазных революций.

     5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.

     6. Взгляды современных исследователей государства и  права на проблему правового государства.

     7. Основы и основные признаки правового государства.

     8. Практика становления правового государства в России.

     9. Заключение.

     10. Список используемой литературы.













1. Введение.

 

 

В течении долгих десятилетий в  нашей  стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности. 


Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата.


В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо развивать идею правового государства и целью данной работы является  исследование истории зарождения и развития концепции правового государства.

















2. Идеи правового государства в древности.

 

 

Правовое государство как определенная  теоретическая  концепция и  соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" (Rechtsetaat)  прочно утвердился в  немецкой  литературе  в  первой трети ХIХ века( в трудах К.Т.  Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение,  в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.


Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции,  выражавшие  идею  и понятие правовой   государственности,   сформировались очень и очень давно.


Уже в древности начинаются поиски принципов,  форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.


Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),  олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия(остающийся,  кстати говоря,  и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает  смысл  и идею не только справедливого суда как специального органа,  но и идею справедливой государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом обществе).








Целый ряд положений,  значимых для последующих представлений о правовом государстве,  был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и  другие);  о  различении правильных и неправильных форм правления,  о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ,  Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон);  о соотношении естественного и волеустановленного права(Демокрит,  софисты и др.);  о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты,  римские юристы);  о праве как мериле  справедливости  и  регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как  правовом  общении и "общем правопорядке"(Цицерон);  о сферах частного и публичного права;  о свободном  индивиде  как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).






























3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.



В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и  ее  формально равной для  всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей,  соответствующей  новому отношению  социально-классовых и политических сил.  Юридическое мировоззрение нового восходящего  класса  требовало  утверждения новых  представлений  о  свободе человека посредством режима господства права и в частных,  ив  публично-политических отношениях.


В период начавшегося разложения феодализма  идеи  правовой государственности с  позиции  историзма  изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на  основе  многовекового  опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,  осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.  Цель государства он видел в  возможности  свободного  пользования  имуществом  и обеспечения безопасности для каждого.  При рассмотрении вопроса о государственных формах  предпочтение  отдавалось  республике, так как  именно  республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.


Боден же  определяет  государство  как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по  его  мнению,  состоит в том,  чтобы обеспечить права и свободы.









4. Идеи  правового государства в период ранних буржуазных революций.



В период ранних буржуазных революций в разработку  концепции правового  государства  значительный  вклад  внесли философы-мыслители и просветители,  такие как Г.  Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс,  Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.  Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового  права,  "отвечающего законам разума".  Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений,  которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.  Источником любой формы  государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,  но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора,  который придает обществу организованную политическую форму.  Люди  лишь  частично передают государству  свою естественную независимость,  с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен;  истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства,  по Дидро,  есть обеспечение неотъемлемых прав  граждан  и их счастья.  Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демократического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал,  что государство могущественное только тогда, когда оно  гарантирует  каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов,  и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс  был защитником абсолютной монархии в Англии,  но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений  о  господстве права  в общественной жизни,  которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.  К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то,  что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа  правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д.  Локка,  который,  по словам К. Маркса, был "классическим  выразителем  правовых  представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве,  где верховенствует закон,  соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые  естественные права и свободы индивида,  и осуществлено разделение властей.  Такое государство с господством права он  противопоставляет  деспотизму.  "Свобода  людей,  находящихся под властью правительства,  - отмечал он,  - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон,  и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип,  как  и  у Гоббса,  индивидуальной  свободы лишь словесно несколько расходится с последующей,  ставшей актуальной и для  нас,  формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку  в творчестве Монтескье.  Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную,  исполнительную, судебную, он  отмечает,  что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье, главным условием  для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.