Рефераты. Формы права

Закон от 14 нюня 1994 г.[35] признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Го­сударственной Думой в окончательной редакции, а фе­дерального конституционного закона - день его одобре­ния палатами Федерального Собрания в порядке, уста­новленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат офи­циальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства. Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Феде­рации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации» только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент - глава государства, и в соответ­ствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обя­зательны для исполнения на всей территории Россий­ской Федерации). В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Пре­зидента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Феде­рации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованны­ми ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Прави­тельство Российской Федерации осуществляет исполни­тельную власть в стране и, реализуя эту задачу, прини­мает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства яв­ляется то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые  акты  министерств   и   иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).

Особенность их состоит в том, что министерства и ве­домства (к ведомствам по действующему законодательству относят государственный комитет, федеральную службу, российское агентство, федеральную инспекцию) могут издавать приказы и инструкции, содер­жащие нормы права, в случаях и пределах, предусмот­ренных законами РФ, указами Президента, постановле­ниями Правительства. Поэтому издание любого ведом­ственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многооб­разны. К ним относятся приказы и инструкции, поста­новления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (про­мышленность, наука, культура, здравоохранение, без­опасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуют­ся не позднее десяти дней после регистрации. В соот­ветствий с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Рос­сийской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также заре­гистрированные, но не опубликованные в установлен­ном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для провер­ки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им допол­нительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является резуль­татом борьбы юристов многих поколений за демокра­тизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются преж­де всего граждане. Более того, согласно Правилам под­готовки ведомственных нормативных актов, утвержден­ным Правительством РФ 23 июля 1993 г. на централь­ные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих орга­нов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты.

Органы власти и управления субъектов Федераций, ре­шая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты рас­пространяются лишь на территории соответствующих ре­гионов. Решения областного уровня (законы, распоряже­ния) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых ре­гионах - правительство) вправе принимать постановле­ния, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может изда­вать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Россий­ской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимае­мые правовые решения ориентируются граждане, долж­ностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии ад­министративной. Так, постановление федерального Пра­вительства имеет большую юридическую силу, чем ана­логичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты антигосударственных и негосударственных учреждений и организаций раз­личных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организа­ции создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положе­ния, на основе которых осуществляют свою деятель­ность. Подобные акты составляют нижнее звено подза­конных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципаль­ном органе власти. Например, устав общества с ограни­ченной ответственностью (либо иной аналогичной орга­низации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.[36]


[1] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2004.

[2] Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов / А. Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

[3] В. К. Бабаев. – Там же.

[4] Венгеров. А. Б. Там же.

[5] Российская газета. 1999. 1-5 мая.

[6] Венгеров А. Б. Там же.

[7] Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

[8] Венгеров А. Б. Там же.

[9] В. К. Бабаев. Там же.

[10] Венгеров А. Б. Там же.

[11] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М.: «Фирма Гардарика», 1996.

[12] Мухаев Р. Т. Там же.

[13] www.allpravo.ru

[14] Лившиц Р. З. Судебная практика как источник права. Журнал российского права. 1997, № 6.

[15] И. Ю. Богдановская. Судебный прецедент – источник права? Государство и право, 2002, № 12.

[16] Юридический энциклопедический  словарь. М., 1984,

[17] Давид  Р. Основные правовые системы современности. М., 1976,

[18] А. А. Максимов. Прецедент как один из источников английского права. Государство и право, 1995, № 2.

[19] Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985.

[20] В. К. Бабаева. – Там же.

[21] Мухаев Р. Т. Там же.

[22] Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

[23] Конституция Российской Федерации.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

[24]Закон: создание и толкование / Пиголкин А. С., Мицкевич А. В., Чернобель Г. Т. и др.; Под ред. А. С. Пиголкина; Ин-т законодат. и сравнит. Правоведения. – М.: Спарк, 1998.

[25] Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права // Источники права. М., 1985.

[26] В. К. Бабаев. Там же.

[27] В. К. Бабаев. – Там же.

[28] В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. – издат. отдел. Саратов. – 1993.

[29] Конституция Российской Федерации.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

[30] Румянцев О. Г. Основы государственного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.

[31] А. В. Демин. Нормативный договор как источник административного права. Государство и право, 1998, № 2.

[32] Н. Г.  Александров. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. – Ученые записки ВИЮН. М., 1947.

[33] В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. – издат. отдел. Саратов. – 1993.

[34] В. К. Бабаев.. Там же.

[35] Закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Собр. законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

[36] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Издательская группа ИНФРА – М – НОРМА, 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.