Рефераты. Формы государств в зарубежных странах

Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной вла­сти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясня­ется его сравнительно слабая правовая регламентация.[24] Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в об­ществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обосно­вание, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функцио­нирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовы­ми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой госу­дарственный режим, при котором деятельность государства про­тиворечит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государ­ственный режим - это всегда правовой режим, поскольку госу­дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.

Поэтому легитимный государственный режим предполагает нали­чие правовой государственности.

Нелегитимный государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стеснен­ный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государ­ственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться вне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или пре­вышение этих полномочий.


Заключение


Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение воз­можности злоупотреблений и произвола с ее стороны.[25]

В условиях господства абсолютизма или деспотической влас­ти возможность формирования особой системы норм, которые дол­жны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знако­мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других.

Становление конституционного права как отрасли националь­ного права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и инсти­туты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные из­менения в общественной жизни, выдающиеся научные достиже­ния в познании окружающего мира, активная творческая деятель­ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принци­пы взаимоотношений между человеком и государством.

Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево­люциям складываются концепции, существенно важные для фор­мирования конституционного права. В Великобритании утвержде­ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из та­ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформи­ровалась концепция верховенства парламента как органа народно­го представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко­торые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией вер­ховенства закона.[26]

Подчеркивая, что формирование и становление конституци­онного права - это длительный процесс, нельзя не отметить осо­бо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб­ще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамери­канских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г.

Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспекти­ве, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг пол­ноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значи­тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити­ческие права обрели такие демографические и социальные груп­пы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избира­тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю­щее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.


Список литературы


1.      Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

2.      Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

3.      Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

4.      Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.

5.      Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

6.      Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

7.      Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.

8.      Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.

9.      Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

10.  Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

11.  Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

12.  Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

13.  Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

14.  Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

15.  Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001




[1] Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).


[2] Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.


[3] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.


[4] Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.


[5] Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.


[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..


[7] Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.


[8] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.


[9] Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.


[10] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.


[11] Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.


[12] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.


[13] Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.


[14] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001


[15] Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.


[16] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001


[17] Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.


[18] Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.


[19] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..


[20] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001



[21] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001



[22] Сравнительное конституционное право. М-., 1999.


[23] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.


[24] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва. М., 2002.


[25] Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.


[26] Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.