Рефераты. Финансовая система Республики Узбекистан

Одно из средств, стимулирующих рост сбережений, - переход от подоходного налога к налогам на потребление, которые охватывают лишь часть дохода, идущего на потребление, а доход, используемый для сбережений, остается без обложения.

Новая бюджетная политика основательно затронула и расходную часть бюджета, значительно сократив государственные расходы. Это сокращение почти целиком проводилось за счет экономических, и прежде всего социальных, ассигнований.


6.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В современных условиях перехода к рыночным отношениям государственный бюджет Республики Узбекистан превращается в могучее средство перестройки народного хозяйства, социальной защиты населения и повышения материального и культурного уровня жизни граждан, укрепления обороны и независимости и развития экономических отношений с другими странами.

Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.

Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития как всей республики, так и ее отдельных регионов.

В последние годы в Узбекистане удельный вес бюджета в источниках финансирования капитальных вложений постепенно сокращается, так как возрастают собственные источники финансирования самих отраслей и предприятий. Или возьмем расходы бюджета на социально-культурные мероприятия: по народнохозяйственному плану определяются такие показатели, как сеть социально-культурных учреждений, а также контингенты учащихся, количество коек в больницах, причем определяются среднегодовые контингенты и среднегодовое количество коек. При этом надо знать нормы расходов на эти цели, в том числе бюджетные нормы.

На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей.

Выполнение народнохозяйственных задач невозможно без выполнения бюджета, но и выполнение бюджета также зависит от выполнения народнохозяйственных задач по объему реализуемой продукции, по полученным накоплениям и т. д.

В процессе бюджетного прогнозирования и накопления бюджета ведется систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Значительная часть доходов населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.

Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального страхования. Основная масса доходов этих фондов образуется за счет отчислений из госбюджета республики.

Национальная политика тоже проявляется через госбюджет. Это систематическая помощь бюджету Республики Каракалпакстан в развитии ее экономики за счет процентных отчислений от доходов республиканского бюджета, а также другие пути дотации.

По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.



Доходы государственного сектора


В целях проведения макроэкономического анализа в странах с переходной экономикой полезно подразделить статьи дохода на две крупные аналитические категории: налоги, взимаемые с частного сектора, и получаемые из-за рубежа трансферты.

Что касается взимаемых налогов, то их макроэкономическое влияние противоположно трансфертам. Хотя внутренняя абсорбция при этом непосредственно и не затрагивается, увеличение налогов косвенно снижает частичную абсорбцию, уменьшая частичный располагаемый доход. Вместе с тем попытки поднять налоги выше традиционного уровня могут привести к широкому распространению таких явлений, как уклонение от уплаты налогов и перенос центра тяжести некоторых видов экономической деятельности на черный рынок.

Зарубежные трансферты в госсекторе также не оказывают непосредственного влияния на уровень внутренней абсорбции, если иметь в виду расходы этого сектора. В той мере, в какой ожидаемое в будущем увеличение таких трансфертов побуждает частный сектор пересматривать свою оценку будущих задолженностей по налоговым платежам в сторону понижения, предполагаемый "постоянный" располагаемый доход частного сектора может расти, что имело бы косвенное позитивное влияние на внутреннюю абсорбцию.

Воздействие изменений доходной части бюджета государственного сектора на реальный совокупный спрос может быть достаточно четко определено.

Так, рост чистого дохода государственных предприятий за счет увеличения цен на их продукцию - это своего рода налог на частный сектор в той степени, в какой вышеупомянутая продукция реализуется на внутреннем рынке (коммунальные услуги, общественный транспорт), а также своего рода трансферт из-за рубежа, если эта продукция поступает на экспорт.


Расходы государственного сектора


В целом расходы государственного сектора могут быть подразделены на затраты на товары и услуги, трансфертные платежи и уплату процентов. Необходимо рассмотреть влияние каждого из этих компонентов в отдельности на совокупные расходы.

Расходы государственного сектора на товары и услуги, производимые в текущий период времени, сами по себе являются одним из компонентов совокупных внутренних расходов и таким образом вносят непосредственный вклад во внутреннюю абсорбцию. Если госсектор закупает товары отечественного производства, не реализуемые на внешнем рынке, такие закупки служат дополнением к совокупному спросу на отечественные товары. Однако импорт государственного сектора и закупка им товаров, которые могли бы быть проданы за рубежом по мировым ценам, не оказывают прямого воздействия на реальный совокупный спрос на товары отечественного производства. Расходы госсектора на подобные конкурентоспособные товары приводит к ухудшению торгового баланса страны и при этом не оказывают непосредственного влияния на реальный совокупный спрос или на такие макроэкономические переменные, как реальный объем производства и темпы внутренней инфляции.

Косвенное воздействие закупок госсектора широко дискутируется. Эти дискуссии получили название "дебатов по вопросу о вытеснении". Существует немало каналов, через которые увеличение расходов госсектора косвенно оказывает влияние на расходы в частном секторе. Дискуссия ведется вокруг того, насколько увеличение государственных затрат снижает или увеличивает расходы частного сектора, приводя к общему росту расходов, отличному от того, который первоначально имел место в государственном секторе. В эффекте "вытеснения" (или, наоборот, "втискивания") можно выделить несколько уровней.

Уровень первый: госсектор покупает "общественные" товары и услуги, заменяющие или дополняющие закупки сектора, что влияет на суммарные частные расходы.

Уровень второй, в той степени, в какой увеличение государственных расходов влечет за собой соответствующую задолженность по налоговым платежам для частного сектора либо в настоящее время путем финансирования налогов, либо в будущем, когда возникает необходимость погашения государственного долга, текущий или будущий частный располагаемый доход (т. е. доход после уплаты налогов) сократится, что вызовет и некоторое сокращение частных расходов.

Уровень третий: если рост государственных затрат в результате приводит к чистому увеличению совокупного спроса при первоначальном уровне цен и процентных ставок, внутренняя экономическая деятельность может возрасти, но это способно привести к сокращению частных расходов. Так, например, если внутренняя процентная ставка прыгает вверх, чтобы сразу же поддержать равновесие портфеля ценных бумаг при увеличенном спросе на деньги, компоненты совокупного спроса, особо чувствительные к изменениям процентных ставок, будут иметь тенденцию к снижению. Напротив, если дисбаланс портфеля будет иметь тенденцию к сохранению, то чрезмерный спрос на деньги может побудить домохозяйства сократить текущие расходы, чтобы накопить наличность.

Даже при отсутствии этого последнего эффекта финансирование дополнительных расходов государственного сектора может увеличить стоимость или снизить доступность финансирования для частного сектора - в зависимости от финансово- экономической структуры и характера соответствующей кредитно-денежной политики. Наконец, если номинальная заработная плата гибкая или если увеличение государственных расходов ожидалось заранее, когда заключались действующие ныне контракты с номинальными ставками зарплаты, уровень внутренних цен может подняться достаточно высоко, чтобы снизить частные расходы на сумму, эквивалентную общественным затратам, не вызвав никаких чистых изменений в реальном совокупном спросе. Ясно, что значение каждого из этих факторов будет определяться особенностями тех или иных институциональных характеристик и структурными параметрами той или иной конкретной страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.