Рефераты. Эволюция обязательного экземпляра

Статья 2 законопроекта (о приведении Правительством РФ своих нормативных актов в соответствие с законом) не затра­гивает принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную, поэтому она осталась в новом фе­деральном законе без изменений. (5, С. 16)



3.3 Главное в новом Законе


В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь по­пали патентные и архивные организации федерального уровня. (Так получилось, что некоторые организации в силу амби­ций их руководителей не пожелали участ­вовать в системе ОЭ, а потом слишком по­здно спохватились). Также уточнены пере­чень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового феде­рального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержа­щие аналогичную информацию, зафикси­рованную на различных носителях.

Получила воплощение идея увеличить количество организаций - получателей ОЭ, занятых затем централизованным его рас­пределением. Кроме РКП, по традиции распределяющей среди библиотек полные федеральные и профильные комплекты документов, аналогичные функции будут выполнять Федеральный институт промы­шленной собственности (для патентной документации) и НИЦ "Информрегистр" (для всех прочих электронных изданий).

В завершение целесообразно показать, насколько логично построе­на структура федерального бесплатного экземпляра в нашей стране по каждому из существующих сегодня видов документов.

В соответствии с Федеральным законом 1994 г. и его уточнениями в 2002 г. российские производители документов доставляют в Российс­кую книжную палату следующее количество бесплатных ОЭ печатных изданий:

—    16 экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;

—    7 экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;

—    9 экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;

—    3 экземпляра многотиражных газет муниципальных образова­ний и рекламных газет на русском языке;

—    4 экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся из­даний, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;

—    3 экземпляра газет на языках народов РФ (за исключением рус­ского) и иностранных языках;

—    4 экземпляра текстовых листовых изданий;

—    9 экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;

—    10 экземпляров стандартов.

Особый путь предусмотрен для ОЭ официальных изданий: соглас­но статье 11 Федерального закона 1994 г. органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации доставляют в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и реги­страции по два экземпляра официальных документов, которые включа­ются в списки рассылки документов несекретного характера.

В Российскую государственную библиотеку для слепых направля­ются по два экземпляра изданий для слепых и слабовидящих.

Обязательный бесплатный экземпляр аудиовизуальных документов доставляется в следующем порядке:

—    в Российскую книжную палату по три экземпляра фонограмм и видеофильмов;

—    в Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм по два экземпляра фонопродукции, кинопродукции, видеопродук­ции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания;

—    в Государственный фонд кинофильмов РФ — по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных фильмов в виде позитивной копии, а также аналогичных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов;

—    в Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному экземпляру документальных фильмов и киножурна­лов, документальных видеофильмов в виде копии на оригиналь­ных носителях любых видов; по два экземпляра фотодокумен­тов;

—    в Российский государственный архив фонодокументов — по два экземпляра фонодокументов, за исключением фононопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.

          ОЭ электронных изданий:

—    Производители программ для электронных вычислительных ма­шин и баз данных доставляют в Межотраслевой НИИ «Интег­рал» один экземпляр программ для ЭВМ, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными из­даниями.

—    Производители документов в целях последующего распределе­ния электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» 4 экземпляра электронных изданий, за исключе­нием электронных изданий для слепых и слабовидящих, про­грамм для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях. Исключительно ценно, что получатели ОЭ обязываются россий­ским законодательством обеспечить его постоянное хранение и пре­доставление пользователям. Это требование составляет одну из кра­еугольных идей «Руководства» наряду с требованием подчеркнуть, что депозитарный фонд — составная часть культурного наследия страны.

4. Контроль за доставкой обязательного экземпляра и информирование об издании системы «Books in print»


Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:

1) наличие достаточно полной и оперативной информации об издательской продукции;

2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;

3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести не­обходимые издания;

4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.

Важно рассмотреть сложившуюся ныне правовую об­становку относительно первого и четвертого из перечисленных ус­ловий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимоза­висимости.

Процессы, связанные с формированием свободного отечест­венного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:

1. Система информационного обеспечения текущего комплек­тования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Темати­ческие планы выпускает незначительное число издательств.

2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов при­вели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экзем­пляров документов.

Шилов В.В. в своей статье "Обязательный экземпляр. Проблемы контроля" (19, С. 3-7) отмечает, что важным шагом в решении проблемы информационного обес­печения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение — обеспечение оперативной связи между производителями документов,   поставщиками,   продавцами   и   потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электрон­ной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о нали­чии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их вы­полнение. Организационно-правовая основа ее - договорные от­ношения между участниками.

Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невы­сокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необхо­димой информации. В каталог, как правило, попадают остатки не распроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический харак­тер незаинтересованность издательств в проекте: если издание рас­ходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гаран­тии поступления изданий.

В этих условиях должен работать механизм правовой защи­ты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библио­теки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.

Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за достав­кой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".

Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы исполь­зовать ее как основу упомянутой информационной системы, спо­собны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контакти­ровать с местными производителями издательской продукции.

В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций регио­нальных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, по­добно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законо­дательного оформления. В этом случае библиотеки получат воз­можность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.

Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государст­венной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и приня­тия упомянутого федерального закона — с другой, функции кон­троля за доставкой обязательных экземпляров оказались размыты­ми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, на­зывают умопомрачительные цифры недопоставок.

Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по по­воду одних и тех же изданий в издающую организацию обращают­ся разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационно­го пространства в государстве, ни создание полноценной нацио­нальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы цен­тральные библиотеки регионов имели право контролировать дос­тавку по назначению полного комплекта обязательных экземпля­ров: как местного, так и федерального.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.