Статья 2 законопроекта (о приведении Правительством РФ своих нормативных актов в соответствие с законом) не затрагивает принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поэтому она осталась в новом федеральном законе без изменений. (5, С. 16)
В целом закон обеспечил сокращение количества бесплатных ОЭ, отправляемых в депозитарии, в число которых теперь попали патентные и архивные организации федерального уровня. (Так получилось, что некоторые организации в силу амбиций их руководителей не пожелали участвовать в системе ОЭ, а потом слишком поздно спохватились). Также уточнены перечень получателей ОЭ на небумажных носителях и классификация документов, подпадающих под действие нового федерального закона: сюда включены теперь документы комбинированные и содержащие аналогичную информацию, зафиксированную на различных носителях.
Получила воплощение идея увеличить количество организаций - получателей ОЭ, занятых затем централизованным его распределением. Кроме РКП, по традиции распределяющей среди библиотек полные федеральные и профильные комплекты документов, аналогичные функции будут выполнять Федеральный институт промышленной собственности (для патентной документации) и НИЦ "Информрегистр" (для всех прочих электронных изданий).
В завершение целесообразно показать, насколько логично построена структура федерального бесплатного экземпляра в нашей стране по каждому из существующих сегодня видов документов.
В соответствии с Федеральным законом 1994 г. и его уточнениями в 2002 г. российские производители документов доставляют в Российскую книжную палату следующее количество бесплатных ОЭ печатных изданий:
— 16 экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;
— 7 экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;
— 9 экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;
— 3 экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных газет на русском языке;
— 4 экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 3 экземпляра газет на языках народов РФ (за исключением русского) и иностранных языках;
— 4 экземпляра текстовых листовых изданий;
— 9 экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;
— 10 экземпляров стандартов.
Особый путь предусмотрен для ОЭ официальных изданий: согласно статье 11 Федерального закона 1994 г. органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации доставляют в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и регистрации по два экземпляра официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера.
В Российскую государственную библиотеку для слепых направляются по два экземпляра изданий для слепых и слабовидящих.
Обязательный бесплатный экземпляр аудиовизуальных документов доставляется в следующем порядке:
— в Российскую книжную палату по три экземпляра фонограмм и видеофильмов;
— в Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм по два экземпляра фонопродукции, кинопродукции, видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания;
— в Государственный фонд кинофильмов РФ — по одному экземпляру игровых, анимационных и научно-популярных фильмов в виде позитивной копии, а также аналогичных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов;
— в Российский государственный архив кинофотодокументов — по одному экземпляру документальных фильмов и киножурналов, документальных видеофильмов в виде копии на оригинальных носителях любых видов; по два экземпляра фотодокументов;
— в Российский государственный архив фонодокументов — по два экземпляра фонодокументов, за исключением фононопродукции, созданной для телевидения и радиовещания.
ОЭ электронных изданий:
— Производители программ для электронных вычислительных машин и баз данных доставляют в Межотраслевой НИИ «Интеграл» один экземпляр программ для ЭВМ, входящих в состав электронных изданий или являющихся самостоятельными изданиями.
— Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями доставляют в Научно-технический центр «Информрегистр» 4 экземпляра электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для ЭВМ и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов на электронных носителях. Исключительно ценно, что получатели ОЭ обязываются российским законодательством обеспечить его постоянное хранение и предоставление пользователям. Это требование составляет одну из краеугольных идей «Руководства» наряду с требованием подчеркнуть, что депозитарный фонд — составная часть культурного наследия страны.
Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:
1) наличие достаточно полной и оперативной информации об издательской продукции;
2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;
3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести необходимые издания;
4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.
Важно рассмотреть сложившуюся ныне правовую обстановку относительно первого и четвертого из перечисленных условий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимозависимости.
Процессы, связанные с формированием свободного отечественного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:
1. Система информационного обеспечения текущего комплектования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Тематические планы выпускает незначительное число издательств.
2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов привели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экземпляров документов.
Шилов В.В. в своей статье "Обязательный экземпляр. Проблемы контроля" (19, С. 3-7) отмечает, что важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение — обеспечение оперативной связи между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о наличии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Организационно-правовая основа ее - договорные отношения между участниками.
Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невысокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необходимой информации. В каталог, как правило, попадают остатки не распроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический характер незаинтересованность издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий.
В этих условиях должен работать механизм правовой защиты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библиотеки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.
Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".
Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы использовать ее как основу упомянутой информационной системы, способны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контактировать с местными производителями издательской продукции.
В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций региональных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, подобно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законодательного оформления. В этом случае библиотеки получат возможность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.
Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государственной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и принятия упомянутого федерального закона — с другой, функции контроля за доставкой обязательных экземпляров оказались размытыми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, называют умопомрачительные цифры недопоставок.
Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по поводу одних и тех же изданий в издающую организацию обращаются разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационного пространства в государстве, ни создание полноценной национальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы центральные библиотеки регионов имели право контролировать доставку по назначению полного комплекта обязательных экземпляров: как местного, так и федерального.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7