Рефераты. Эволюция обязательного экземпляра

Другим важным направлением взаимодействия национальных библиотек с РКП является создание максимально полного архива общественного фонда отечественных изданий. Национальные библиотеки федерального уровня, выполняя архивные функции, с максимальной полнотой соби­рают и хранят отечественные издания с начала книгопечатания до 1924 г., Госу­дарственный архив печати РКП - с 1917 г. и до настоящего времени. Принятый поря­док позволяет национальным библиоте­кам не комплектовать определенные кате­гории малоинформативных или малозна­чимых документов, вышедших после 1924 г., перечень которых регламентируют профили комплектования, а хранение обеспечивает Государственный архив пе­чати, созданный в 1922 г. и насчитываю­щий более 75 млн. названий отечествен­ных изданий. Однако эти возможности Го­сударственного архива печати использу­ются национальными библиотеками в на­стоящее время не в полной мере. Напри­мер, РГБ не пересматривала вопросы ко­ординации с РКП в области хранения доку­ментов в течение ряда лет. Не уточнялся перечень некомплектуемых изданий, не­смотря на то, что необходимость такая су­ществует.

Как показал анализ потока документов, многие из так называемых "малоин­формативных публикаций перестали издаваться, и их необходимо убрать из списка не комплектуемых изданий в профиле. С другой стороны, гипертрофи­рованно увеличился поток литературы псевдонаучного и бульварного толка, воз­росло количество "кассовых" произведе­ний ("боксеры", "биллы", "тарзаны", "анжелики" и т.п.). Их выпускают десятки издаю­щих организаций в России и в странах СНГ. В результате впервые в национальных биб­лиотеках нашей страны создалась чрезвы­чайная ситуация: сотни одних и тех же на­званий книг (идентичных изданий, разли­чающихся только местом выхода в свет, цветом переплета или обложки) хлынули в составе обязательного экземпляра и в без того переполненные фонды. Так, книга Берроуза "Тарзан" поступила в РГБ более чем от 20 издающих организаций из 17 го­родов и составила свыше 40 ед. хранения (вместо 2 по профилю), книга того же авто­ра "Боксер Билли" поступила от 6 изда­тельств из 5 городов — 14 ед. хранения; роман Бенцони "Катрин" вышел в 10 изда­тельствах страны, на хранение направлено 10 экземпляров издания; популярный сборник Г. Минеджяна по народной меди­цине и нетрадиционным способам лечения вышел в 9 издательствах, в фонд направлено 14 экземпляров сборника. (3, С. 6)

Учитывая тот факт, что все идентичные издания помимо фондов национальных библиотек поступают в Государственный архив печати, национальным библиотекам, вероятно, нужно отказаться от орто­доксального подхода к собиранию всех без исключения идентичных изданий и од­новременно решить вопрос о нерента­бельности их дублирования в нескольких фондохранилищах страны. Включение идентичных книг в список не комплектуемых изданий профиля автоматически ис­ключит необходимость их приобретения (при поступлении запроса) для ретроспек­тивного фонда. Любой из читателей при желании познакомиться, например, с "Тарзаном" Берроуза, изданным непре­менно в г. Иванове или в г. Бузулуке, смо­жет за ним или его ксерокопией обратить­ся в Государственный архив печати.

Некоторые трудности в процессе пер­вичного и вторичного отбора идентичных изданий будут связаны с отсутствием формальных критериев. Потребуется раз­работать критерии содержательного отбо­ра, учитывающие полиграфические досто­инства книг, наличие вступительных ста­тей, послесловий, комментариев, библио­графического аппарата и т.п. в целях отбо­ра лучших из них для направления в фонд. Однако, затраты на преодоление этих трудностей быстро окупятся за счет значи­тельной экономии места в фондохранили­щах национальных библиотек.

В ходе дальнейшего развития координа­ции с РКП в области хранения документов, поступающих в составе обязательного бесплатного экземпляра, национальным библиотекам целесообразно пересмот­реть списки не комплектуемых документов с точки зрения, как их коррекции, так и воз­можного расширения. Кроме того, при разработке программы вторичного отбора изданий в фондах национальных библио­тек в условиях сокращения экземплярности неиспользуемых документов в храни­лищах библиотекарям всегда необходимо принимать во внимание возможности РКП.

3. Федеральный закон № 19  «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон "Об обязательном экземпляре документов"» (2002 г.)


С 29 декабря 1994 г. в России действовал Федеральный закон № 77 "Об обязательном экземпляре документов". Время потребовало его модернизации. С этой целью в 2002 г. 23 января был принят Государственной думой, 30 января одобрен Советом Федерации и 11 февраля подписан Президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 19 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (18, С. 5 - 6).

В модернизации действовавшего законодательства об ОЭ активно участвовали не только разработчики (в основном из числа экспертов РКП крупнейших библиотек), но и депутаты Государственной Думы, а также представители Правительства РФ.

За пять лет действия закона вопрос о его уточнении и изменении поднимали мно­гие специалисты, в результате создано 17 взаи­моисключающих проектов. Все они широко обсуждались. Амплитуда предложений очень широка: от чисто редакционных поправок до полного уничтожения ныне действующей сис­темы обязательного экземпляра.

3.1 Четыре редакции Законопроекта


На 1 января 2000 г. в качестве проектов были представлены на обсуждение четыре редакции «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон "Об обязательном экземпляре документов"»: первая касается исключения обя­зательного бесплатного экземпляра, вторая — увеличения числа экземпляров для Санкт-Пе­тербургского государственного университета, третья — увеличения числа экземпляров для Томского государственного университета, чет­вертая — повышения эффективности системы обязательного экземпляра.

Все четыре редакции последовательно рас­сматривались Правительством Российской Фе­дерации в июне 2000 г., а в марте 2001 г. — на за­седании Государственной Думы в первом чтении.

Первый вариант получил большую поддерж­ку среди депутатов, поэтому при рассмотрении его в Правительстве РФ было очень трудно до­казывать несостоятельность документа. Экс­перты-библиографы, информационные работ­ники и библиотекари отметили пагубность са­мого подхода к проблеме. Исключение понятия бесплатного экземпляра из законодательства подрывает авторитет России как страны-участ­ницы международных долгосрочных программ "Всемирный библиографический учет" и "Па­мять наций", противоречит принятым между­народным нормам и требованиям функциони­рования системы обязательного экземпляра. Так, согласно рекомендациям ИФЛА, произ­водители передают обязательный экземпляр в соответствующие учреждения на безвозмезд­ной основе. Делается это для создания ресурс­ной базы комплектования полного националь­ного библиотечно-информационного фонда как части культурного общемирового наследия. Этот же принцип комплектования заложен и в ныне действующем законе "Об обязательном экземпляре документов".

Нужно отметить, что в России, как, впрочем, и в развитых странах Запада, книгоиздательским делом наряду с частными коммерческими издательствами заняты и государственные изда­тельства и издающие организации минис­терств, ведомств, выборных и прочих бюджет­ных учреждений. По данным 1998 г. на долю частных издателей приходится 21 525 названий из общей суммы за год, составляющей 46 156 названий, т.е. около 45 %, а остальные названия (55 %) выпущены издательствами, функциони­рующими на деньги российских налогоплатель­щиков, и их владельцами являются государст­венные структуры исполнительной, законода­тельной и судебной власти. Последние крайне заинтересованы в безвозмездной передаче бес­платных обязательных экземпляров.

Во всем мире издатели (если, конечно, они не являются "книжными пиратами") стремят­ся передавать образчики своей продукции не только в депозитарные центры (как правило, это крупные национальные библиотеки), но и в редакции газет, журналов, радио и телевиде­ния. Делается это в информационно-реклам­ных целях для продвижения своей продукции в условиях свободного рынка. Передача обяза­тельного экземпляра, к примеру, в Российскую книжную палату, влечет за собой помещение о нем полной и оперативной библиографичес­кой информации в национальных указателях, распространяемых по традиционным и элек­тронным каналам по всему миру (Ст. 17). Появ­ление обязательного экземпляра продукции провинциального издателя или автора, выпус­тившего книгу за свой счет, на полках крупней­ших российских библиотек федерального уров­ня становится, по сути, рекламой для этого авто­ра или издателя, у которого нет другой возможности выйти на общенациональный книжный рынок. (6, С. 23)

Предложение исключить понятие "обяза­тельный бесплатный экземпляр" и ввести оп­лату экземпляров заказчикам из федерального бюджета влечет негативные последствия. Со стороны государства потребуются огромные материальные вложения на покупку всех видов печатных произведений, изданий для слепых, официальных документов, аудиовизуальной продукции, электронных изданий, неопубли­кованных документов. В бюджете вряд ли най­дутся средства на компенсацию производите­лям таких затрат.

Не выдерживает критики утверждение, что изменения по оплате обязательных экземпля­ров государством приведут к снижению себестоимости продукции и увеличению налоговых отчислений в бюджет в результате увеличения прибыли издателей.

Например, средний тираж научно-популяр­ных или литературно-художественных книг ныне составляет 10 - 15 тыс. экземпляров. Ес­ли сопоставить эти цифры с 16 экз. комплекта обязательного экземпляра, который заложен нормой закона (Ст.7), то становится ясно, что он занимает 0,1 — 0,3 % тиража. В такой ситуа­ции трудно прогнозировать значительное уве­личение налоговых отчислений в бюджет.

Если же речь идет о малотиражных изданиях (в основном - издающих организаций минис­терств и ведомств), то здесь действительно комплект обязательного экземпляра может за­нимать 5, а то и 10 % тиража. Однако именно подобные организации (Госкомстат, Госстан­дарт и т.д.), пользуясь монополией на тот или иной вид изданий (работая при этом на госу­дарственные деньги и по государственным программам), зачастую искусственно занижа­ют тиражи с тем, чтобы поднять свои цены. В итоге пользователи не имеют возможности оз­накомиться с важной информацией, единст­венным каналом предоставления документов выступают федеральные библиотеки-депози­тарии обязательного бесплатного экземпляра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.