Рефераты. Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей

-         культурные   ценности,  созданные  более  100  лет  назад,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Законом.                                                                                                                

Закон предусматривает  регулирование  вывоза с территории Российской Федерации и ввоза с территории Российской Федерации, а также временный вывоз и временный ввоз культурных ценностей. Вывоз  культурных  ценностей,  не  подпадающих  под  действие  ст.9  действующего  Закона,  может  осуществляться  в  соответствии  с  решением   о  возможности  их  вывоза,  принимаемым  государственными  органами,  определенными  Законом.  Необходимо  подчеркнуть,  что  вывоз  и  ввоз  культурных  ценностей,  содержащих  драгоценные  камни,  драгоценные  металлы,  а  также  виды  оружия    регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.  Это  отмечено в  ст.ст. 20 и 21 Закона.  Порядок  вывоза  и ввоза  культурных  ценностей   распространяется также и   на  лиц,  обладающих  дипломатическими   привилегиями   и  иммунитетами.         

Культурные  ценности,  ввозимые  на  территорию  РФ,  подлежат  таможенному   контролю  и  специальной  регистрации  в  порядке, установленном  Федеральной  службой  по  сохранению  культурных  ценностей  совместно   с  Государственным  таможенным  комитетом  РФ. Следует отметить, что функции Федеральной службы переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

При  транзите  культурных  ценностей  через  территорию  РФ  также  должны   предоставляться   документы,  подтверждающие  то,  что  данные предметы  ввозятся   исключительно  с  целью  транзита.

В  Законе  уделяется  внимание  временному  вывозу   и  временному ввозу   культурных   ценностей. Временный  вывоз  и ввоз  культурных  ценностей  осуществляется  музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими  физическими  и юридическими  лицами:  для  организации  выставок;  для  осуществления  реставрационных  работ  и  научных  исследований;  в  связи  с  театральной,  концертной  и  иной  артистической  деятельностью, а также  в  иных  необходимых  случаях.

Анализируя  данный  раздел  действующего  Закона,  следует  подчеркнуть,  что  запрещается   незаконная  передача  права  собственности  на  культурные  ценности.  Однако  вывоз  культурных  ценностей  может  осуществляться  только  законным   собственником  предметов  либо  лицом,  уполномоченным  на  то  собственником  в  установленном  законодательством  порядке.

Закон  рассматривает  несколько  условий  взимания  специального  сбора  за  право  вывоза  культурных  ценностей.  Во-первых,  сбор, уплачиваемый  физическими  и  юридическими  лицами  в  случаях  получения   ими  свидетельства  на  право  вывоза  культурных   ценностей.  Во-вторых,  устанавливаются  льготы  по  уплате  специального  сбора.  А  в-третьих,  специальный  сбор  не  взимается  в  случае,  если  вывоз  культурных  ценностей  осуществляется  непосредственно  автором.  Следует отметить, что порядок взимания специального сбора в настоящее время не установлен. В  соответствии  с  Законом  устанавливается  межгосударственное  сотрудничество,  и  заключаются  межгосударственные  договора (разд.8)  в  целях  предотвращения  незаконных  вывоза,  ввоза  культурных  ценностей  и  передачи   права  собственности  на  них.   Он  также  устанавливает  дисциплинарную,  административную, уголовную  ответственность  за  нарушение  законодательства  о  вывозе  и  ввозе  культурных  ценностей. 


2.3. Приказ Министерства культуры от 12.10.98г. № 528


Приказом Минкультуры № 528 утверждена Инструкция о порядке контроля за вывозом и временным вывозом культурных ценностей. Инструкция разработана в соответствии с Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о Министерстве культуры Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Инструкцией определены местонахождения 13-ти территориальных органов по сохранению культурных ценностей с территорией обслуживания. Настоящей инструкцией регламентирован порядок выдачи свидетельств на право вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, порядок временного вывоза, порядок контроля за вывозом и временным вывозом культурных ценностей из Российской Федерации.

Для получения свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, другие юридические и физические лица должны предоставить в Министерство культуры Российской Федерации или его территориальные органы заявление о временном вывозе культурных ценностей с указанием срока нахождения их за пределами Российской Федерации. К заявлению должны прилагаться:

·        списки культурных ценностей с подробным их описанием;

·        договор с принимающей стороной, в котором должны быть оговорены цели и условия временного вывоза культурных ценностей;

·        документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей;

·        документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ, подтверждающий государственные гарантии финансового покрытия всех рисков, которые могут иметь место при временном нахождении культурных ценностей за рубежом.

Необходимо подчеркнуть, что данное обстоятельство приводит к образованию денежных потоков, которые возникают при временном вывозе культурных ценностей из Российской Федерации. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, фискальная функция таможенных органов при контроле за временным вывозом через таможенную границу культурных ценностей в настоящее время сведена к минимуму, существует необходимость в разработке специального порядка валютного контроля со стороны таможенных органов за временным вывозом культурных ценностей и «…за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров…», к которым в данном случае можно отнести предметы культурного значения [5, ст. 199]. Рассматриваемые в этом случае культурные ценности как запасы стоимости, при временном вывозе из России и возвращенные в неизменном состоянии, «оживляют» стоимость, в конкретном денежном выражении, носителями которой они являются.

Это обстоятельство свидетельствует о необходимости государственного монопольного контроля за денежными потоками, денежными суммами, получением дохода в федеральный бюджет за счет дисконтирования денежных сумм, обеспечивающих финансовое покрытие возможных рисков, связанных с временным нахождением предметов культурного значения вне таможенной территории Российской Федерации. Надо отметить, что страховая оценка культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных хранилищах культурных ценностей выражается в астрономических цифрах. Это может стать одним из факторов, обеспечивающих экономическую безопасность России.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности применение мер нетарифного регулирования к культурным ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе культурных ценностей для реставрации   

 

Таможенное оформление предполагает достаточно точную классификацию культурных ценностей как «товара», т.к. этот момент может повлиять на процесс начисления платежей (в случае введения таможенных пошлин) и на ряд других особенностей, которые возникают при оформлении культурных ценностей, ввозимых и вывозимых с территории России.

 Классификация культурных ценностей предложена в товарной номенклатуре (ТН ВЭД) и представляет из себя шесть товарных позиций:

9701 – 9706

Товарная номенклатура, вместе с пояснениями к ней,  довольно подробно разъясняет условия кодирования произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата.

Возможность отнесения культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, к товарным позициям 9701 - 9705 (это: картины, рисунки и пастели; подлинники гравюр, эстампов и литографий; подлинники скульптур и статуэток; марки и коллекции по зоологии, ботанике, минералогии, археологии и др.) независимо от их возраста, т.е. сюда могут быть отнесены предметы, возраст которых превышает сто лет, существенно облегчает работу таможни, особенно при оформлении на временный вывоз или ввоз большого количества музейных экспонатов. То есть, если в составе вывозимых или ввозимых картин, скульптур или коллекций присутствуют предметы, возраст которых как превышает сто лет, так и не превышает этот срок, нет необходимости делить вывозимые или ввозимые произведения по возрастному признаку.

Существенным преимуществом применения ТН ВЭД является также то, что появляется  возможность определить необходимость предоставления различных разрешительных документов в зависимости от принадлежности оформляемых культурных ценностей к той или иной товарной позиции.

 

Товарная позиция 9705000000 (Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике) включает в себя перечень основных предметов, которые могут ввозиться в Россию и вывозиться за границу в составе коллекций, представляющих научный и иной интерес. Общее понятие «коллекция культурных ценностей» определено в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей и представляет из себя «совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение».

Указанные в этой позиции предметы представляют интерес также и с точки зрения их классификации. Надо сказать, что принадлежность к этой товарной позиции и соответствующая классификация предполагает наличие Свидетельства Министерства культуры РФ (ст. 19 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей),  которое является и разрешением на вывоз из России. К особенностям классификации указанных предметов относится, прежде всего, то, что перемещение некоторых коллекций через таможенную границу РФ требует, кроме указанного разрешения на вывоз, обязательного предоставления лицензий, сертификатов и иных разрешений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.