Рефераты. Экологическая экспертиза )

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат­риваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

ü      государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

ü      порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

ü      форма и содержание заявления о проведении экологи­ческой экспертизы;

ü      обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

ü      исчерпывающий перечень оснований, по которым мо­жет быть отказано в государственной регистрации заявле­ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправле­ния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин­формации.

В случае придания юридической силы заключению об­щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов­ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет­ные правонарушения в области экологической экспертизы.




Финансирование экологической экспертизы


«1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств.

4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы.»[4]


«Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.»[5]




Полномочия граждан


Полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматривают­ся Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.

Граждане и общественные объединения имеют право:

ü      выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной эколо­гической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

ü      направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности;

ü      получать от органов, организующих проведение госу­дарственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);

ü      обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или ар­битражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г.).

Кроме того, общественные объединения вправе:

ü      требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической плат­формы в средствах массовой информации;

ü      рекомендовать своих представителей для участия в го­сударственной экологической экспертизе по вопросам раз­мещения и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 де­кабря 1991 г.).

К проведению государственной экологической эксперти­зы имеют отношение некоторые более общие экологичес­кие права, а именно:

ü      требовать от соответствующих органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состо­янии окружающей среды и мерах по ее охране;

ü      ставить вопрос о привлечении к ответственности винов­ных должностных лиц;

ü      предъявлять в суде или арбитражном суде иски о воз­мещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинен­ного, экологическими правонарушениями;

ü      требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, Эксплуата­ции экологически вредных объектов, ограничении, приоста­новлении, прекращении или перепрофилировании их дея­тельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г.).




Компетенция органов государства и местного

самоуправления


Учитывая значение и место экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно ос­тановиться на процедурных прави­лах ее проведения. Имеют значение и некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отве­чать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспече­нию законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюда­телей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экс­пертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

ü      получают бесплатно от государственных органов неза­висимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к находящейся в их распоряжении базе дан­ных о состоянии окружающей среды и возможных послед­ствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

ü      направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредито­вания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

ü      предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении за­седаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

ü      организуют информационное обеспечение государствен­ной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о нега­тивном воздействии намечаемой деятельности на окружаю­щую среду;

ü      предоставляют для ознакомления общественным объе­динениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экс­пертизы;

ü      направляют органам местного самоуправления, обще­ственным объединениям и гражданам, представившим ар­гументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной эколо­гической экспертизы, информацию о заключении государ­ственной экологической экспертизы;

ü      предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государствен­ной экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законода­тельства субъектов Российской Федерации, готовить и на­правлять другим правоохранительным органам соответству­ющие материалы по вопросам привлечения к ответственно­сти лиц, виновных в совершении нарушений законодатель­ства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области мо­гут:

ü      делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной эколо­гической экспертизы, причем не только по объектам, рас­положенным на своей территории, но и в случаях возмож­ного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

ü      организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколо­гической экспертизе;

ü      организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

ü      информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в об­ласти охраны окружающей природной среды, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации о на­чале реализации объекта экологической экспертизы без по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти пол­номочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реали­зация которых может оказывать воздействие на окружаю­щую среду в пределах территории соответствующего муни­ципального образования, и о результатах проведения эко­логической экспертизы.

 

 

Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность


В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:

ü      оплата проведения государственной экологической экс­пертизы;

ü      передача государственным органам экспертизы и обще­ственным объединениям, организующим проведение экспер­тизы, необходимых материалов, сведений, расчетов допол­нительных разработок относительно объекта экспертизы;

ü      осуществление намечаемой деятельности исключитель­но в соответствии с документацией, получившей положи­тельное заключение государственной экологической экспер­тизы.

Не следует смешивать государственную и обществен­ную экологическую экспертизы с иными смежными меро­приятиями, не обладающими описанными правовыми ста­тусами: экологическими исследованиями, научными оценка­ми и т. п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечи­ваемыми соответствующими нормами права.     

К теме имеют отношение следующие положения о порядке проведения экологической экспертизы и правах и обя­занностях ее участников:        

ü      эксперт государственной экологической экспертизы обя­зан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также посту­пивших от органов местного самоуправления, обществен­ных объединений и граждан аргументированных предложе­ний по экологическим аспектам экспортируемой деятельно­сти; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулиро­вать свое особое мнение по объекту экологической экспер­тизы;

ü      заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допус­тимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;

ü      утверждение заключения экспертной комиссии специ­ально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение после­дним соответствия порядка проведения экспертизы требова­ниям законов Российской Федерации и законов ее субъек­тов.

Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. предусматривается обязанность госу­дарства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, граж­данам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.

 



Ответственность в области экологической экспертизы


Согласно ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, орга­низации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях эко­логической экспертизы, а также в предоставлении заведо­мо неправильных и необоснованных экспертных заключе­ний, в несвоевременной или искаженной информации, отка­зе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в админис­тративном порядке (граждане —до десятикратного разме­ра минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной пла­ты, юридические лица — до 500 тыс. руб.).

Законом РФ об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г. предусматривается большое количество новелл, обес­печивающих участие общественности в организации и про­ведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за на­рушения законодательства как одному из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, на надлежащую окружающую среду.

Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г.) считаются фаль­сификация материалов, сведений и данных, представляе­мых на экологическую экспертизу, а также сведений о ре­зультатах ее проведения; принуждение эксперта к подго­товке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; укло­нение от представления государственным органам экспер­тизы и общественным объединениям, организующим и про­водящим экологическую экспертизу, необходимых материа­лов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, ко­торая получила положительное заключение государствен­ной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются необосно­ванность материалов по учету выводов общественной эколо­гической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан ар­гументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности; нару­шение установленного порядка расходования перечислен­ных заказчиком средств на проведение государственной эко­логической экспертизы.

Руководители и члены экспертной комиссии несут от­ветственность за фальсификацию выводов заключения эко­логической экспертизы, за сокрытие от органов государствен­ной экологической экспертизы или от общественного объе­динения, организующих проведение экологической экспер­тизы, сведений, отражающих заинтересованность в резуль­татах экспертизы: так, экспертом не может быть предста­витель заказчика или разработчика; гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представи­тель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушениями законодательства должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местно­го самоуправления считаются выдача разрешений на специ­альное природопользование или на осуществление иной де­ятельности без положительного заключения государствен­ной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных орга­нов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экс­пертов в целях оказания влияния на ход и результаты про­ведения экологической экспертизы; незаконный отказ от го­сударственной регистрации заявлений о проведении обще­ственной экологической экспертизы.

Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений, наступает соответственно на основании гражданско­го, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. За­конодательством Российской Федерации и ее субъектов мо­гут быть установлены иные виды нарушений законодатель­ства об экологической экспертизе.


Список используемой литературы:


1. Федеральный Закон № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.


2. Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.95


3. Петров В.В. «Экологическое право России»


4. Бринчук «Экологическое право»


[1] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 1. Экологическая экспертиза, от 23.11.95

[2] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 3. Принципы экологической экспертизы, от 23.11.95

[3] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 20. Общественная экологическая экспертиза, от 23.11.95


[4] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы, от 23.11.95


[5] Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы, от 23.11.95



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.