|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
||||||||||||||||||||||
1. Выбросов в атмосферу 2. Сбросов в водоемы 3. Размещение отходов |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
*нормативы платы доводятся до предприятий в установленном порядке
Приложение 18
Обязательное
Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду
и размещение отходов*, тыс. руб.
ПОКАЗАТЕЛИ
1990 1991 ...
1. За выброс в атмосферу загрязняющих веществ
1.1. В пределах установленных лимитов план/факт
1.2. За превышение допустимых лимитов
1.3. Штрафы за аварийные выбросы
2. За сброс в водные объекты загрязняющих веществ
2.1. В пределах установленных лимитов план/факт
2.2. За превышение допустимых лимитов
2.3. Штрафы за аварийные сбросы
3. За размещение (захоронение) отходов
3.1. В пределах установленных лимитов план/факт
3.2. За превышение допустимых лимитов
3.3. Штрафы за аварийные выбросы
4. Общая сумма платы
4.1. В пределах установленных лимитов план/факт
4.2. За превышение допустимых лимитов
4.3. Штрафы за аварийные выбросы
5. Платежи за сверхнормативное и некомплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья
6. Средства, взыскиваемые в возмещение ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятия
7. Всего за год
* нормативы платы доводятся до предприятий в установленном порядке
4.3.3..2. Экологический паспорт территории
Экологический паспорт территории (ЭПТ) разрабатывается на основании постановления СМ СССР от 14 февраля 1990 г. №189 “Об обеспечении выполнения постановления “О неотложных мерах экологического оздоровления страны””.
Экологический паспорт территории (ЭПТ) – систематизированная информация о современном состоянии природной среды и факторов ее формирования. В нем представляются регулярно пополняемые и уточняемые данные о природных условиях и ресурсах территории, характере их использования, антропогенных воздействиях на природную среду, экологическом состоянии территории и проживающего населения.
Цель создания паспорта – способствовать экологически оправданному развитию хозяйства территории, научно обоснованному планированию природоохранной деятельности. Для осуществления цели необходимо обеспечение оперативной экологической информацией различных органов государственного и местного управления, пользователей биотическими ресурсами, исследователей для решения организационных, практических и научных задач. Форма предоставления информации разрабатывается с позиций правовых основ природопользования.
Концепция разработки ЭПТ заключается в следующих положениях: сохранение природной среды и ее компонентов в их разнообразии, обеспечение экологической безопасности населения, предоставление комплексной информации о природопользовании и экологических условиях территории.
Направленность и специфика хозяйственной деятельности должны определяться природными факторами. Методы и технологии хозяйствования должны обуславливаться функционированием природной среды.
Регулирование различных видов воздействия, устранение или уменьшение соответствующих экологических ущербов связано с выявлением их источников, определением качественных и количественных характеристик антропогенных нагрузок, установлением доли участия различных производств в нарушении природной среды. На основе представления о распределении природных и антропогенных факторов воздействия на территорию возможен учет конкретных негативных последствий.
Воздействия от различных источников совмещаются и отражаются на территории интегрально; экологические ущербы определяются по качеству и степенью деградации природной среды. В построении паспорта предусматривается возможность системного анализа взаимосвязи естественных и антропогенных факторов, “ответственных” за экологическую ситуацию в пределах территории.
Экологический паспорт территории состоит из 6 разделов, в которых отражены:
· общие сведения о территории
· природные условия
· техногенные нагрузки на природную среду
· нагрузки на природную среду при пользовании биотическими ресурсами
· экологическое состояние территории
· охраняемые объекты живой природы
В качестве приложения предусматривается Атлас тематических карт, что позволяет представить большой объем информации в наглядном виде.
ЭПТ является документом многоцелевого применения. Он используется в качестве официального основания при разработке различных программ и проектов экономического и социального развития территории; при проведении экологических экспертиз действующих и планируемых производств; назначений платежей за пользование природными ресурсами, выбросы, сбросы и захоронение отходов; при организации сети охраняемых природных территорий и т.д.
ЭПТ входит в состав документов территориальных комитетов по охране природы.
ЭПТ разрабатывается в первую очередь для территорий с критическим экологическим состоянием. Однако проблема заключается не столько в том, чтобы ликвидировать негативные последствия хозяйственной деятельности, а в том, чтобы предотвратить их. Учитывая это, паспорт необходимо составлять для всех территорий страны.
Основой для заполнения ЭПТ являются данные гидрометеорологических, геологических, землеустроительных, санитарно-эпидемиологических служб и других организаций; государственная экологическая статистическая отчетность различного административно-хозяйственного уровня; экологические паспорта различных предприятий и организаций и другие официальные источники информации. Каждый раздел паспорта представляется тематическими картами в разных масштабах. Информационное пополнение паспорта производится один раз в пять лет, необходимые новые сведения вносятся ежегодно. В паспорт можно включать информацию об экологической ситуации, не предусмотренную в его структуре. Работа по заполнению ЭПТ организуется территориальными комитетами по охране природы. Паспорт заполняется квалифицированными специалистами: ландшафтоведами, гидрогеологами, почвоведами, геоботаниками, лесоводами, зоологами и др. Работа может быть осуществлена на условиях договора научно-исследовательским или проектным институтом, высшим учебным заведением, специализированной проектно-изыскательной организацией. При заполнении паспорта по каждому пункту необходимо указывать источник информации. Наличие таких ссылок обязательно, так как без них проверка работы будет затруднена. Заполненный ЭПТ проходит экспертизу в соответствующем территориальном комитете по охране природы. Средства на ее проведение должны быть предусмотрены в смете заполнения паспорта. Утвержденный ЭПТ хранится в территориальном комитете по охране природы и при необходимости представляется заинтересованным организациям и лицам.
Содержание ЭПТ может быть записано на машинные носители для удобства востребования и обработки информации паспорта. При ее хранении в памяти ЭВМ паспорт может являться частью автоматизированного банка данных региональной и государственной системы экологической информации.
Вопросы и задания к разделу 4.3.3.2.
1. Разработайте задание на составление экологического паспорта территории в районах пионерного освоения.
2. Определите особенности проектирования экологического паспорта территории в промышленных районах.
3. Сформулируйте особенности экологической паспортизации сельскохозяйственных земель.
4.3.3.3. Декларация промышленной безопасности
Декларация экологической безопасности производства. Для совершенствования механизма регулирования промышленной безопасности в Российской Федерации была принята процедура лицензирования опасных видов деятельности и декларирования безопасности промышленного производства, представляющего потенциальную угрозу для природы и населения. Основой экологического декларирования является Федеральный закон “О промышленной безопасности”, принятый в 1996 г., и Положение о декларации безопасности промышленного объекта РФ, утвержденное в 1995 г.
Подобная процедура применяется на практике в Европейском сообществе, она регламентируется Комитетом по Международной Организации труда и Конвенцией “О предотвращении крупных промышленных аварий”. Для оценки технологического риска руководство каждого опасного предприятия представляет в органы местной власти и специально уполномоченные органы Декларацию безопасности (Safety Report), в которой оценивается экологическая опасность производства и обосновываются принятые меры для безопасной зксплуатации промышленного объекта на случай аварий.
В Российской Федерации декларация безопасности промышленного предприятия является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация характеризует безопасность промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации или регистрирует степень его экологической опасности. Структура Декларации представлена следующими разделами:
· Сведения о местонахождении, природно-климатических условиях, размещении и численности персонала промышленного объекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.