Рефераты. Цивилизации Инков и Ацтеков

КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ


На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях.

У ацтеков  Теночтитлана,вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции,  в том  числе  деление  на  4 фратрии  и  20  родов с выборными должностными лицами.  На высшие должности избирались члены одной семьи,  существовало рабство,  с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных  островков ("плавучие сады" - чинампа).  Болота осушались с помощью сети каналов.  Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов,  кабачки,  тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры,  хлопчатник.  Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке.  Ремесла (обработка камня и дерева,  гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и  достигли  высокого  развития.

Орудия  делались из камня,  главным образом из обсидиана.  Металл (медь,  золото) шел на изготовление украшений.

Города имели  правильную  планировку,  связанную  отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь  служила местом народных собраний.  В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город  был построен на  острове  посреди  озеро Тескоко и соединен с берегом

многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или  штукатурились;  помещения  распологались вокруг внутреннего двора.  Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями,узорной кладкой.

Культура ацтеков  впитала  в  себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики,  главным образом, тольтеков,  миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия,  имелись зачатки письменности.  Искусство их  переживало расцвет в 14 - начале 16 вв.

Монументальная культовая скульптура - статуи божеств,  орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м). Так называемый "Камень Солнца".  Всемирно известны реалистические  каменные  скульптурные изображения голов:  "Воин-Орел",  "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов,  детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных  росписей  с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев,  полихромную  керамику,  мозаику  из камня и раковин,  вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г.г.


 

АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ


Камень Солнца (Piedra del Sol).  "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни.  В центральной части диска изображен  лик  бога Солнца Тонатиу.  В  Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени.  Камень Солнца найден в 1790 в г.  Мехико,  а сейчас хранится в музее антропологии (рис 3).

Ацтекский календарь  (calendario  azteca)  -  система  летоисчисления у ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Основу  ацтекского  календаря  составлял  52-летний  цикл – сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так  называемого  священного периода или тональпоуалли),  состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней,обозначались  иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней).  Ацтекский календарь  был  тесно связан с религиозным культом.  Каждая неделя, дни месяца,  часы дня и ночи были посвящены различным  божествам. Большое  ритуальное значение имел обряд "нового огня",  совершающийся по истечении 52-летних циклов.





ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ


Пиктографическое письмо с  элементами  иероглифики,  которым пользовались ацтеки,  известно с 14 века.  Материалом для  письма служили  кожа или бумажные полоски,  складывавшиеся в виде ширмы.

Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально,  и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк",  т.е.  серий пиктограмм).  Основные системы ацтекской письменности:  знаки для передачи фонетического облика слова,  для чего использовался  так называемый  ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей  coatl);  знаки  иероглифического  характера,  передающие определенные понятия;  собственно фонетические знаки,  особенно для передачи звучания  аффиксов.  К моменту  испанского завоевания,  прервавшего процесс развития ацтекской письменности,  все эти системы существовали  параллельно, их употребление не было упорядочено.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.


ЦАРСТВО АЦТЕКОВ


Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 -  начале 16  вв с центром в г.Теночтитлан до 1348 находилось в  зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 г.г. - от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" - Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана (Такуба) и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники  вплоть до 1503 г.,  в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико,  но и вся Центральная Мексика. 

Правители ацтеков:

1. Акамапичтли (1376-1395)

2. Уицилиуитль (1395-1405)

3. Чимальпопоку (1405-1428)

4. Ицкоатль (1428-1440)

5. Монтесума Первый (1440-1468)

6. Ашайакатль (1468-1483)

7. Тисон (1483-1486)

8. Ауисотль (1486-1502)

9. Монтесума Второй (1502-1520)

10. Кунтлаулак (1520-1520)

11. Куаутемок (1520-1521)


Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

В результате  многочисленных  завоевательных  походов правителей Теночтитлана, ацтекская культура, распространилась далеко за пределы долины Мехико и название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры.

Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1502-1520 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было  значительно  развито  рабство.  Главный  правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем,  фактически  же  его власть была наследственной.  Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества  определялось его принадлежностью не только к классу,  но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10). 

13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была разгромлена и великолепная ацтекская столица.


Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.