Рефераты. Цели задачи и функции прокуратуры Украины p> Прокуроры областей,городов Киева и Севастополя,районные,межрайон- ные,городские,транспортные и другие,приравненные к ним прокуроры,за- местители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в засе- даниях Советов народных депутатов соответствующего уровня,их исполни- тельных комитетов,других местных органов управления.

Прокуроры не могут входить в состав комиссий,комитетов и других коллегиальных органов,образуемых Советами народных депутатов или их исполнительными органами (ст.9 Закона Украины "О прокуратуре").

В случае несоответствия Указа Президента Украины законам Украины
Генеральный прокурор Украины в предусмотренном законом порядке обраща- ется с представлением в Конституционный Суд Украины.

Генеральный прокурор Украины может обратиться в Верховный Совет
Украины с представлением о несоответствии законам Украины Указа или постановления Президиума Верховного Совета Украины.

Решением Премьер-Министра Украины,постановления и распоряжения
Кабинетов Министров Украины,правовые акты,принятые Верховным Советом
Автономной Республики Крым,ее президиумом и другими органами Верховно- го Совета Автономной Республики Крым,правовые акты Правительства и других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым,проти- воречащие действующему законодательству,могут быть опротестованы Гене- ральным прокурором Украины. Протест вносится в тот орган,который издал незаконный акт,а в случае отклонения протеста прокурор обращается с представлением к Президенту Украины или в Конституционный Суд Украины.
Генеральный прокурор Украины может вносить на представления в Верхов- ный Совет Украины по вопросам,требующим толкования закона (ст.10 Зако- на Украины "О прокуратуре").

- 10 -

При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявле- ния и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц,кроме жа- лоб,рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законода- тельства относительно порядка рассмотрения всеми органами,предприятия- ми,учреждениями,организациями и должностными лицами.

Прокурор проводит личный прием граждан.

Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору ,а в предусмотренных законом случаях - в суд.

После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается ( ст.
12 Закона Украины "О прокуратуре").
.

- 11 -

3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

3.1 Предметом общего надзора является:

1) соответственность актов,издаваемых всеми органами,предприятия- ми,учреждениями,организациями и должностными лицами,требованиям Конс- титуции Украины и действующим законам;

2) соблюдение законов о неприкосновенности личности,социаль- но-экономических,политических,личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства,если законом не предусмотрен иной порядок защи- ты этих прав;

3) соблюдение законов,касающихся экономических,межнациональных отношений,охраны окружающей среды,таможни и внешнеэкономической дея- тельности.

Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим со- общениям о нарушениях законности,требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.
Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность,если такая деятельность не противоречит действующему законодательству (ст.19 Закона Украины "О прокуратуре").

3.2 При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:

1) беспрепятственно по удостоверению,подтверждающему занимаемую должность,входить в помещения государственных органов,органов местного и регионального самоуправления,объединений граждан,предприятий,учреж- дений и организаций независимо от форм собственности,подчиненности и принадлежности,в воинские части,учреждения без особых пропусков,где такие введены;иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки,в том числе по письменному требованию, содержащим коммерческую либо банковскую тайну или конфиденциальную информацию.

Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки ука- занных документов и материалов,выдачи необходимых справок,в том числе об операциях и счетах юридических лиц и других организаций,для решения вопросов,связанных с проверкой;

2) требовать для проверки решения,распоряжения,инструкции,приказы и иные акты и документы,получать информацию о состоянии законности и мерах ее обеспечивания;

- 12 -

3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок,ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприя- тий, учреждений ,организаций и других структур независимо от форм собственности,а также выделение специалистов для проведение прове- рок,ведомственных и вневедомственных экспертиз;

4) вызывать должностных лиц и граждан,требовать от них устных или письменных объяснений,относительно нарушений закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право:

1) опротестовывать акты Премьер-Министра Украины,Кабинета Минис- тров Украины,Правительства Автономной Республики Крым,министерств,го- сударственных комитетов и ведомств,исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов,предприятий,учреждений,ор- ганизаций,общественных объединений,а также решения и действия долж- ностных лиц;

2) вносить представление или протест на решения местных Советов народных депутатов в зависимости от характера нарушений;

3) возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном пра- вонарушении, передавать передавать материалы на рассмотрение общест- венных организаций;

4) давать предписание об устранении очевидных нарушений закона;

5) вносить представления в государственные органы,общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и спо- собствующих им условий;

6) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства,а также предприятий и других юридических лиц (ст.20 Закона Украины "О прокуратуре").

3.3 Протест на противоречащий закону акт,приносится прокуро- ром,его заместителем в орган,издавший его,или в вышестоящий орган. В таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия должностного лица.

В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствием с законом,а также прекращения незаконного действия должностного лица,восстановления нарушенного права.

Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или

- 13 -

должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О ре- зультатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.

В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незакон- ным. Заявление в суд может быть подано в течении пятнадцати дней с мо- мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предус- мотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем органу либо должностному лицу,допустившим нарушения,или вышестоящему в порядке подчинения органу либо должност- ному лицу,которые правомочны устранить нарушения.

Письменное предписание вносится в случаях,когда нарушение закона носит очевидный характер и может причинить существенный ущерб интере- сам государства,предприятия,учреждения,организации,а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамедли- тельному исполнению,о чем сообщается прокурору.

Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышесто- ящему прокурору,который обязан рассмотреть жалобу в течении десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является оконченным.

Представление с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий вносится прокурором,его за- местителем в государственный орган,общественную организацию или долж- ностному лицу,которые наделены полномочием устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона,причин и способствующих им условий и о результатах сообщено прокурору.

Коллегиальный орган,которому внесено представление,сообщает о дне заседания прокурору,который вправе лично принять участие в его расс- мотрении.

В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином про- курор,его заместитель,в зависимости от характера нарушения закона,вно- сит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве,произ- водстве,об административном правонарушении или о возбуждении уголовно- го дела, в отношении этих лиц.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или про- изводства об административном правонарушении подлежит рассмотрению

- 14 -

полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятид- невный срок после его поступления,если иное не установлено законом
(ст.ст.21-24 Закона Украины "О прокуратуре").

.

- 15 -

4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Принятие нового законодательного акта Украины " О прокуратуре" было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в усло- виях изменения общественно-политической формации украинского общества, полномочия прокуроров по их осуществлению,полнее формулирует принципы организации и деятельности прокуратуры.

Конституция Украины определяет прокурорский надзор как выс- ший,осуществляемый от имени государства,его верховной власти. Высший надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над мест- ными и ведомственными.

Нормы Закона о прокуратуре выражают политический и социально-пра- вовой смысл ее деятельности,основным содержанием которой является не- уклонное проведение в жизнь принципов по обеспечению законности и пра- вопорядка. В них заключены высокие государственные требования ,предъ- являемые к прокуратуре в современных условиях,ёё ответственность перед государством и народом Украины за надлежащее осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов и правильную постановку борьбы с преступностью.

В соответствии с Конституцией Украины некоторые функции прокура- туры переданы судам. Так согласно ст.ст.29,30 Конституции Украины ник- то не может быть арестован или содержатся под стражей иначе как по мо- тивированному решению суда,а также не допускается проникновение в жи- лище или в иное владение лица,проведение в них осмотра или обыска ина- че как по мотивированному решению суда. Ранее для осуществления ука- занных мер необходима была санкция прокурора.

По моему мнению,указанные изменения в системе правосудия своевре- менные и необходимые,так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан.
Лишают прокуратуру несвойственной ей функции - взятие под стражу и арест граждан,оставляя за ней только прокурорский надзор за точным ис- полнением законов.

Считаю,что для построения подлинно демократического государства необходимо вывести из органов прокуратуры,МВД,СБУ Украины следственные подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции. Обеспечив тем самым им непредвзятость,освобожденность от каких-либо ведомствен- ных интересов,независимость и самостоятельность в проведении предвари- тельного следствия.
.

- 16 -

5. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Ра- дой Украины 28 июня 1996 г.

2.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г.

3.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984.

4.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.