Рефераты. Беженцы

Беженцы

          ВВЕДЕНИЕ.


            Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во  многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления  прав и свобод принимали самые различные формы -  в странах Балтии  русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться.

В результате всего этого   началось переселение русскоязычного населения в Россию.

    

     Кроме того, в различных регионах  самой России стали вспыхивать острые межнациональные конфликты, что привело к  вынужденному переселению многих  граждан этих районов.


    Нельзя не отметить и такой факт, что в странах Восточной Европы

происходили достаточно бурные политические процессы. Гражданские войны на межнациональной и религиозной почве  в республиках бывшей Югославии заставили тысячи людей искать убежища в других странах. И  хотя иммиграция в Российскую  Федерацию из-за рубежа не носит столь массового характера, как из стран СНГ, однако и эта категория людей нуждалась в правовом регулировании  их статуса на территории Российской Федерации.  


     Россия столкнулась с проблемой миграции. Возникла острая необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав людей. И в  феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы  «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Следует отметить, что в 1993 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1951 года о статусе беженца и Протоколу 1967 года, касающегося статуса беженцев.

 Эти международные документы будут более подробно разбираться в  разделе 2. 

        Проанализируем  законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» с тем, чтобы определить общие основы правовых статусов беженцев и вынужденных переселенцев, разберем основные процедуры приобретения вышеуказанных статусов, а  также выясним   основания для утраты физическим лицом рассматриваемых статусов.








1. Правовые основы статусов беженца и вынужденного  

    переселенца.    


Статья 1 Федерального Закона  «О беженцах» дает следующее определение  понятия «беженец»:

беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений  находится вне страны своей гражданской принадлежности  и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства  и находясь  вне страны своего прежнего обычного местожительства  в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

     

В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.


   Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:

- иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

- лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

- иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на        территорию Российской Федерации на законных основаниях.

      

     Из статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» очевидно, что  в отличие от беженца, не являющегося гражданином Российской Федерации, вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации,  который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении  его или

членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.

      Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе  или по  политическим убеждениям.

     Кроме граждан России вынужденными переселенцами  признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях  на территории Российской Федерации и изменившие место жительство в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным выше, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его.

    

     В законах «О беженцах» и «О вынужденных поселенцах» определены и условия, при которых лицо не может быть признано беженцем или вынужденным переселенцем. Общими положениями этих двух законов являются следующие:

  Беженцем и вынужденным переселенцем не может быть признано:

n   лицо, совершившее преступление против мира и человечности или другие тяжкие преступления;

n    лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам,  либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

     Статья 2 Закона «О беженцах», кроме положений, указанных выше, указывает, что действия Закона не распространяются:

n   на лицо,  которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций,

n    на лицо, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства,

n    а также на лицо, которое пользуется защитой  и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Нация, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

   

      Следует также отметить, что согласно пункту 2, статьи 2 ФЗ «О вынужденных переселенцах»  лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации,  не может быть признано вынужденным переселенцем.

     

   




2. Порядок получения статусов беженца     и вынужденного переселенца.      

    


     Для получения статуса беженца  необходимо, чтобы лицо, заявившее  о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с   ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России. 

 

Таким органом может быть:

n  дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;

n  пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии  орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;

n   орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти  по пограничной службе, или  территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам  при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня  пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

n   территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо  пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

    

      После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

n   ходатайство   предварительно рассматривается;

n   принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.  Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

n    ходатайство рассматривается по существу;

n    принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

n    выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

   

     Таковы основные этапы процедуры приобретения статуса беженца. Рассмотрим теперь более подробно каждый из этих этапов.

     Лицо, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано  предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится  установленная федеральным законом и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.  

  

     Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с ходатайством:

– в федеральный   орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы  по месту предполагаемого переселения;

- в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания, которое затем передается в федеральный или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

 

      Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя  указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых  (родителей, опекунов и т.д.) 

 

     Ст.4  ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства. После этого осуществляется предварительное рассмотрение ходатайства  в следующем порядке:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.