Рефераты. Антимонопольное законодательство в Украине

Антимонопольное законодательство в Украине

План
1. Вступление
2. Злоупотребления монопольным положением на рынке
3. Антиконкурентные согласованные действия
4. Дискриминация предпринимателей
5. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
6. Заключение
Вступление

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.
Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребления монопольным положением на рынке, антиконкурентные согласованные действия и дискриминацию предпринимателей.

Злоупотребления монопольным положением на рынке

Этот вид правонарушения может совершаться лишь субъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке. Поэтому анализу понятия
“злоупотребления” предварим анализом понятия “монопольное положение на рынке”.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” монопольное положение – это доминирующее положение субъекта хозяйствования, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами хозяйствования ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара менее 35%, если установлено наличие у него рыночной власти.
Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, не являющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о поставке, навязывать потребителю невыгодные условия; способность предпринимателя посредством монополизации рынка поставки производственных ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производят соответствующие товары с применением производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок; способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней корысти при купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке товаров, а другие предприятия, являющиеся его конкурентами, не способны компенсировать созданный дефицит товаров; способность предпринимателя повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, который превышает уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.
В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным.
Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма …» злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывания товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из обращения, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;

- частичный или полный отказ то реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;

- иные действия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других субъектов хозяйствования;

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;

- установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;

- установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к ограничению конкуренции.
Перечень правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке, расширялся в Законе, и если первоначально в законодательстве было указано 5 нарушений, то затем их число возросло до 7.
Однако при этом, несмотря на расширение перечня правонарушений, этот перечень, как и в первоначальной редакции Закона, является исчерпывающим.
Из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществлять право выбора производителя
(продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя- монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим монопольным положением.
Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение предпринимателем прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой или высокой производительностью, а неправомерным использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо ограничения из доступа на рынок.
В обозначении круга правонарушений и их составов, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке, проявляется существенное сходство законодательства стран СНГ. Сравнительный анализ этого законодательства показывает, что основные составы правонарушений тождественны или в значительной степени сходны. К ним относятся:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам либо для их выхода с рынка;

- изменение объемов производства и изъятия товаров из обращения с целью создания искусственного дефицита и повышения цен;

- ценовые манипуляции с целью получения дополнительных преимуществ на рынке.
Несмотря на такое сходство самих составов правонарушений, существенное различие в понимании их природы прослеживается при сопоставлении законодательства Украины, других стран СНГ и России. В Законе Украины, как и большинства других стран СНГ, указанный действия, безусловно, признаются правонарушениями независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе независимо от возможности их положительного влияния в будущем. В отличие от них Закон России предусматривает, что действия, формально отвечающие признакам нарушения, могут, тем не менее, быть признаны правомерными, если совершивший их хозяйствующий субъект докажет, что они могут иметь благоприятные социально-экономические последствия, т.е. насыщение товарных рынков, улучшение потребительских свойств товаров и (или) повышение их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.
На Украине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства на протяжении последний нескольких лет.

Антиконкурентные согласованные действия

Одним из видов нарушений антимонопольного законодательства являются антиконкурентные согласованные действия, которые приводят к дискриминации конкурентов и потребителей и создают опасность для эффективного функционирования рыночных отношений
В соответствии со статьей 5 Закона Украины “Об ограничении монополизма …” антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные действия, которые привели или могут привести к:

- установлению (поддержанию) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок

(доплат), наценок;

- разделу рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или по другим признакам, что привело или может привести к их монополизации;

- устранение с рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей.
По смыслу этой нормы неправомерными согласованными действиями могут быть соглашения и иные согласованные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции виде установления монопольных цен, раздела рынков с целью их монополизации, устранения с рынка или ограничения доступа на него предпринимателей. Эти правонарушения в отличие от злоупотребления монопольным положением совершаются не одним лицом, а двумя или более предпринимателями, заключающими соглашения для достижения антиконкурентной цели, т.е. являются не индивидуальными, а коллективными действиями. Запрет на совершения таких действий направлен на предупреждение чрезмерной монополизации и наращивания монополистических явлений для содействия созданию рынка, где защищены интересы потребителя.
Антимонопольный комитет Украины расценивает как неправомерные соглашения между предпринимателями следующие действия ассоциации предпринимателей или группы ее участников с участием третьих лиц или в какой либо иной совокупности указанных субъектов:

- прямое или опосредованное влияние на установление, фиксацию, поддержание, пересмотр цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок

(доплат), наценок, комиссионного сбора, пределов прибыльности

(рентабельности), а также повышение, снижение, поддержка цен (тарифов) на аукционах, конкурсах, иных торгах;

- установление нормативов цен (тарифов), ставок, скидок, надбавок

(доплат), наценок, комиссионного сбора как обычных базовых, минимальных, детерминантных, перепродажных цен, в том числе в виде формул, таблиц, перечней, алгоритмов;

- сужение территориальных границ рынка, на которых действуют участники ассоциации, распределение рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров их реализации или закупки, по кругу продавцов или потребителей;

- осуществление давления на поставщиков с целью ограничения или исключения приобретения их продукции или материалов, отказ или сговор об устранении предпринимателей от ведения дел с каким-либо клиентом, поставщиком, конкурентом, покупателем (заказчиком);

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.