Рефераты. Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России

4. Языковые, национально-культурные отноше­ния и открытое государство

Создание открытой публичной организации политической власти предполагает выявление реальных угроз общест­ву. Одна из них - формирование в ряде субъектов Федерации так называемой этнократической мо­дели власти, в рамках которой немаловажную роль играет язык «титульных наций», получив­ший законодательное закрепление в качестве го­сударственного языка соответствующих субъек­тов Российской Федерации[23]. Как свидетельствует практика, введение государственного языка, хотя частично и способствует развитию национально­го языка, но в гораздо большей мере сказывается на состоянии и развитии межнациональных отно­шений. Порой требования к обязательному его знанию не соотносится с его функциональными возможностями и национальным составом насе­ления. Отсутствие гражданского согласия в обла­сти языковых отношений непосредственно ска­зывается на состоянии открытости общества и государства. В этой связи для демократического развития общества и государства чрезвычайно важно удержание единого языкового пространст­ва не только за счет более мощной технической оснащенности федеральных (общегосударственных) средств массовой информации, но и за счет вещания последних на языках всех наиболее крупных этнических общностей.

Одним из способов предотвращения межнаци­ональных конфликтов, сохранения межнацио­нального согласия (консенсуса) является созда­ние национально-культурных автономий (НКА), призванных удовлетворять главный жизненный интерес национальностей - сохранение их нацио­нальной идентичности путем предоставления им возможностей для изучения и усвоения родного языка, своей культуры и истории, сохранения своего национального самосознания при уваже­нии других народов и их культур[24]. НКА - самоде­ятельная и самоуправляющаяся организация для решения данных задач как с использованием соб­ственных интеллектуальных, духовных и матери­альных ресурсов, так и с материальной и органи­зационной помощью государства. Закон РФ «О национально-культурной автономии» предус­матривает формирование Консультативных со­ветов НКА при исполнительных органах власти всех уровней. Таким образом, НКА выступает как один из каналов вхождения гражданского об­щества (его национальных сообществ) в федера­тивное государство. Чем более органы государст­ва будут открыты для взаимодействия с НКА, тем более стабильными будут межнациональные от­ношения. Развитие канала этой связи - один из способов расширения открытости государства, через который власти будут получать информа­цию не только о положении отдельных нацио­нальностей, их взаимоотношениях, но и общества в целом, регулировать эту область жизни.

Межнациональные конфликты могут являть­ся определенным инструментом в политике: как средство борьбы за власть, либо удержания влас­ти, либо как инструмент геополитического со­перничества (подтверждением являются чечен­ские события последних лет). Опираясь на прин­цип легитимности власти, предстоит разрешать межнациональные конфликты преимущественно путем переговоров, политических компромиссов и других консенсуальных технологий[25].

Заключение


Создание правового государства необходимо для гармонизации общественных отношений, что невозможно без адекватного правового регули­рования. Проблема открытого правового государства акту­альна для современной цивилизации[26]. Концеп­ция открытого государства является одним из проявлений относительно новой области научно­го познания политико-правовой действительнос­ти: юридической политологии.

Предметная область, теоретико-методологи­ческий инструментарий и понятийный аппарат конституционного права носят междисципли­нарный характер. Современное конституционное право, в политиче­ской системе, уделяет внимание политико-правовым аспектам разделения властей и демократии, соотношению легальности и легитимности политической влас­ти, политико-правовым режимам, значению пра­ва и правовых институтов в политической модер­низации и политическом развитии, политической роли судов (особенно конституционных и верхов­ных), правам и свободам человека, прежде всего политическим, нормативно-правовым факторам участия граждан в политике и в управлении делами общества и государства, правовым основам пуб­личного (административно-политического) уп­равления, политико-правовой и электорально-правовой культуре, избирательного права и изби­рательного процесса, взаимовлиянию выборов, избирательных систем и политических партий, юридическим средствам разрешения политичес­ких и иных конфликтов[27].

Проблемы властно-государственной организа­ции общества, соотношения права и политики, политических, юридических и неюридических норм, роли судов в обеспечении демократии, прав и свобод человека и гражданина, юридических норм и процедур в предотвращении и разрешении политических конфликтов, значения конституци­онного и административного права в политико-административном управлении находятся в цент­ре политической науки.

На мой взгляд, вслед за возвращением в орбиту политологии проблема­тики государства и иных политических институ­тов, развивается и «новый нормативизм», в рам­ках же юриспруденции усиливаются процессы становления «нового политологизма». В новом нормативизме формируется и концепция правового государства. Концепция правового государ­ства ориентирована на поиски политико-юриди­ческих составляющих открытой, прозрачной, публичной и эффективной организации полити­ческой власти, тесно связанной с гражданским об­ществом[28].

Список использованной литературы

Нормативные акты

1.       Федеративный договор. Документы и комментарии. - М., 1996.

2.       Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

3.       Конституции республик в составе Российской Федерации. Сборник документов. М., 2000.

4.       Конституционное право России. Сборник нормативных актов // Составитель и автор вступительной статьи А. Е. Козлов. М., 2001.

5.       Гарант справочная правовая система 2003года..

Литература

6.       Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации.  Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 2002.

7.       Вест­ник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996. № 3, 4; 2002. № 1.

8.       Государственное право РФ. Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. - М.: Юр литература, 2000.

9.       Кин Дж. Демократия и гражданское обще­ство. - М., 2001.

10.   Конституционное (государственное ) право. -М.: Юрист, 2003.

11.   Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. / М. В. Баглай.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

12.   Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. М., 1997.

13.   Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.59-61.

14.   Может ли Россия показать миру путь к открытому обществу? - М., 1997.

15.   Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.

16.   Лучин. Конституционные деликты // Государство и право. 2000 г

17.   Сартори Дж. Управляемая демократия и управляю­щая демократия // Мир политики. Суждения и оценки по­литологов. - М., 1992. Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. - М., 1997.

18.   Рыбкин И.П. Размышления о российской Конституции // Журнал российского права. 1999 г. №7-8.


[1] См. например: Кин Дж. Демократия и гражданское обще­ство. - М., 2001.

[2] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.60.

[3] См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

[4] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.60.

[5] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.61.

[6] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.61.

[7] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.62.

[8] Там же.

[9] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. М., 1997.

6 Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. / М. В. Баглай.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- С. 89.

[10] Конституционное право Российской Федерации: / М. В. Баглай.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- С. 92.

[11] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.62-63.

[12] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.63.

[13] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.63.

[14] Там же.

[15] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.64.

[16] Подсчеты сделаны по данным, опубликованным в «Вест­нике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 1996. № 3, 4; 2002. № 1.

[17] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.64-65.

[18] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.

[19] Цит. по: Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.

[20] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.

[21] Там же.

[22] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.66.

[23] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.

[24] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.

[25] Там же.

[26] См.; Острем В. Смысл американского федерализма. М., 1994. С. 80-85.

[27] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68.

[28] Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.